Мэр Лондона Садик Хан (справа) считает, что переговоры Британии с ЕС зашли в тупик. Фото Reuters
В то время как глава британского правительства Тереза Мэй неустанно заявляет, что новый референдум о брекзите будет «предательством демократии», мэр Лондона, лейборист Садик Хан критикует ее команду за провальные переговоры с ЕС. Он призывает провести второй референдум по вопросу выхода страны из Евросоюза. Между тем брекзит становится препятствием для вступления в силу антироссийских санкций, которые Вестминстер разработал еще в мае.
В статье в газете Observer, больше похожей на манифест, Хан бьет тревогу, напоминая о рисках, с которыми Британия может столкнуться, оставшись либо с «плохой сделкой», либо вовсе «без сделки». Мэр Лондона признается, что уважает «волю британского народа», большинством голосов одобрившего брекзит, однако отмечает при этом, что британцы имеют право на последнее слово. «Это означает всенародное голосование за любое соглашение с Евросоюзом, достигнутое правительством, голосование за выход без соглашения, если оно не будет достигнуто, наряду с возможностью сохранения (Британии) в составе ЕС», – пишет он.
Заявления Хана имеют мало шансов на успех, убежден доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай Топорнин. «Кардинально в британском общественном мнении ничего не изменилось. Как показывают опросы, голоса британцев делятся примерно поровну: иногда чуть больше сторонников выхода из ЕС, иногда наоборот. Не думаю, что если бы прошло новое голосование, то что-то сильно изменилось, – пояснил эксперт в беседе с «НГ». – Вопрос о референдуме, думаю, несколько конъюнктурный.
Если ситуация в Европе с мигрантами усугубится, то британцы скажут, что не хотят быть в ЕС, а если там начнется сильный экономический рост, то они могут сказать: «Почему бы нам и не остаться в Евросоюзе?»
Вопрос брекзита беспокоит британцев уже два
с лишним года. Фото Reuters |
Кроме того, по словам Топорнина, провести повторный референдум технически будет невозможно. «Для этого нужно принять закон о проведении референдума. Также необходимо, чтобы в обеих палатах парламента за его проведение проголосовало большинство и чтобы королева поддержала. При этом нужно, чтобы все консерваторы проголосовали», – пояснил эксперт. Повторное голосование оппоненты консерваторов лейбористы воспримут как свою победу, и первые при этом очень сильно проиграют политически. «Представьте, что на этом референдуме британцы повторно выступят против ЕС. Это будет такой удар по консерваторам, от которого они долго не смогут оправиться», – отметил эксперт.
Топорнин обратил внимание на международно-правовой аспект брекзита и напомнил, что в соответствии со ст. 50 Лиссабонского договора Британия уже задействовала процедуру выхода из ЕС, подав соответствующее заявление. Это означает необратимость процесса. Впрочем, эксперт не исключает, что, возможно, британцы когда-нибудь вновь смогут войти в ЕС, организовав по прошествии определенного времени новый референдум.
Пока идет «бракоразводный» процесс, Лондон и Брюссель обещают друг другу оставаться хорошими друзьями, чего не скажешь об отношениях Британии с Россией. Выход из ЕС даст Лондону карт-бланш в отношении антироссийских санкций из-за «дела Скрипалей». Не откладывая в долгий ящик, британский парламент еще в мае разработал целый пакет санкционных мер, призвав присоединиться страны Запада. К призыву Великобритании наказать Россию присоединились только США. В отличие от Лондона Вашингтон уже ввел первую порцию санкций и анонсировал введение второй части в ноябре, британцы же, к досаде консерваторов и Мэй, пока вынуждены придержать рестрикции против России. И причина этого в том же брекзите. Выступая в субботу перед депутатами парламента, заместитель главы британского МВД по вопросам безопасности Бен Уоллес заявил, что санкции не смогут вступить в силу до тех пор, пока страна не выйдет из состава ЕС, сообщила Daily Telegraph. В своей санкционной деятельности Лондон не стал изобретать велосипед, а позаимствовал в качестве образца американский Акт Магнитского.
Отсрочка введения британских санкций в отношении России на ближайшие полгода играет на руку Москве, уверен Топорнин. «Пока та или иная страна находится в составе ЕС, вопрос введения санкций остается в компетенции Брюсселя. Самостоятельно усилить штрафные меры Британия не может, иначе она нарушит структуру вертикали власти в ЕС. 30 марта, когда Британия покинет ЕС, она будет вправе принять любой закон в отношении России, – пояснил эксперт. – Наши юридические и физические лица могут подготовить себя к возможному санкционному удару, попытаться переместить свои активы, которые находятся в лондонском Сити, во Франкфурт-на-Майне или Париж. Вполне возможно, что при вступлении санкций в силу на их счета могут наложить арест».
комментарии(0)