Железные дороги Сирии находятся не в лучшем состоянии. Фото Reuters
В Сирии заговорили о возможности восстановления и достройки железной дороги из Дамаска в Ирак и Иран, а далее через Центральную Азию в Китай. Сирийская правительственная газета al-Watan, ссылаясь на источники в Министерстве транспорта страны, сообщила, что данный проект находился в высокой степени готовности еще до начала гражданской войны (2011 год). И сейчас готовится трехсторонняя встреча по вопросу соединения железнодорожных систем Сирии, Ирака и Ирана. Об этом недавно сообщил глава Государственной железнодорожной компании Ирака Талиб аль-Хусейни.
Газета al-Watan утверждает, что «есть договоренности с китайской стороной о том, чтобы она была партнером в этом проекте». Но официальных сообщений об этом не было. Сирийские журналисты считают, что данный проект станет реализацией проекта «Нового шелкового пути», о котором заявляют китайские руководители. Отмечается, что данный проект «планируется в интересах нескольких государств – Сирии, Ирака, Ирана, Китая, Пакистана и других стран». Конкретно о России не говорится. Хотя если будет железная дорога из Ирана в Сирию, то через Каспийское море, а также через строящуюся магистраль Баку–Тегеран, РФ также сможет иметь транспортный сухопутный выход к Средиземному морю (см. «НГ» от 10.04.19).
До 2011 года товарооборот между Китаем и Сирией был на уровне 5 млрд долл. Он превышал соответствующие показатели торгово-экономических отношений Дамаска с Москвой. Как утверждают западные СМИ, Китайская национальная нефтяная компания имеет акции двух крупнейших нефтяных компаний Сирии, работавших на месторождении «Хайян». Оно расположено к северо-западу от Пальмиры и находится под контролем Дамаска. Пекин вкладывал свои финансовые и материальные ресурсы и в развитие железных дорог. Но сейчас месторождения углеводородов и транспортные пути только в планах восстановления, поскольку они находятся в зонах нестабильности и в их районах возможны боевые действия. Пока Пекин крупных инвестиций в их восстановление не делает. Хотя и помогает Дамаску материально.
Как заявил спецпредставитель правительства КНР по Сирии Се Сяоянь, по состоянию на апрель 2018 года китайская сторона через двусторонние и многосторонние каналы «неоднократно поставляла экстренную гуманитарную и финансовую помощь Дамаску и сирийским беженцам, общая сумма которой превысила 100 млн долл.».
В то же время еще в 2017 году заместитель председателя Китайско-арабской ассоциации по взаимному обмену Цинь Юн заявлял, что китайские компании готовятся инвестировать 2 млрд долл. в создание индустриального парка в Сирии. На данном этапе проект объединяет около 150 китайских компаний. Они готовы инвестировать и большие средства в «Новый шелковый путь».
Эти планы могут сбыться после того, как в Сирии наступит мир. В августе 2018 года Се Сяоянь заявил, что его страна поможет в восстановлении Сирии после того, как там будет обеспечена «базовая безопасность». Считает ли Китай, что в Сирии эта «базовая безопасность» уже наступила, не сообщается. Оптимизм Дамаска и его партнеров относительно скорого начала восстановления железных дорог в регионе вместе с КНР может быть подорван и другими факторами.
Скажем, реализации проекта могут мешать не только боевики, но и противники нынешнего сирийского режима и Ирана – США и их ближневосточные союзники. Как заявил на днях глава российского МИДа Сергей Лавров, для обеспечения стабильного развития Сирии «необходимо скорейшее восстановление контроля легитимного сирийского правительства над территориями на северо-востоке Арабской Республики». Эти территории оккупированы США, и передавать их режиму Башара Асада американцы, похоже, не намерены. Между тем именно в зоне оккупации США проходит основная железнодорожная магистраль от иракского Мосула до сирийского Эль-Камышлы. В ходе реализации недавних проектов Сирия и Ирак почти построили железнодорожную магистраль вдоль Евфрата. Она протянулась от нефтеналивных терминалов иракской Басры до сирийского Абу-Кемаля и далее. Но магистраль находится в разрушенном состоянии. Кроме того, она располагается в зоне действия спящих ячеек «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), которые, по утверждению российских источников, негласно поддерживают США.
СМИ Израиля пишут, что в Тель-Авиве выражают опасения по поводу возможного использования Ираном сирийской железной дороги «для поставок вооружений режиму Башара Асада и ливанской «Хезболле». Однако вряд ли израильские ВВС будут бомбить транспортную инфраструктуру Сирии, если ее начнут восстанавливать. Как сообщил министр транспорта Сирии Али Хамуд, на восстановление транспортной инфраструктуры внутри страны необходимо потратить более 4,7 млрд долл. «Более 50% автодорог разрушено – это около 5 тыс. км. Более 75% железных дорог также разрушено, это около 2,4 тыс. км», – отметил он.
Если Китай начнет инвестировать в транспортную сеть стран Ближнего Востока, это будет выигрышно не только для него, но и для России. Хотя турецкий аналитик Акдоган Озкан обращает внимание на то, что в отличие от Москвы присутствие Пекина в Сирии мотивировано только экономическими моментами. Он утверждает, что пока Россия помогает Асаду в военном плане, «на территории Сирии нет ни одного китайского военнослужащего, который стрелял бы во врагов дамасского правительства. Но войну в Сирии, кажется, выиграет (и) Китай!».
комментарии(0)