Жан-Клод Юнкер объявил европейскую безопасность своим приоритетом, заняв пост главы Еврокомиссии. Фото Reuters
Еврокомиссия (ЕК) обнародовала проект директивы об освобождении поставок для Вооруженных сил (ВС) от налога на добавленную стоимость и акцизных сборов. Эксперты считают это важным с точки зрения укрепления безопасности и обороны, но сомневаются, насколько европейцам удастся обрести самостоятельность от военно-промышленного комплекса США.
«Основная цель предложения – в том, чтобы максимально приблизить режим НДС к оборонным усилиям в рамках ЕС и НАТО», – отмечается на сайте ЕК. По новым правилам ВС, развернутые за границами государства – члена ЕС, освобождаются от уплаты НДС или акцизного сбора другим государствам-членам, если они участвуют в оборонных действиях в рамках НАТО или в соответствии с Общей политикой безопасности и обороны (CSDP – Common Security and Defence Policy).
Многие эксперты отмечают важность инициативы ЕК, в том числе для эффективности комплексного плана действий по повышению военной мобильности в рамках Евросоюза и за его пределами, принятого в марте прошлого года. Он реализуется в рамках общей стратегии по созданию к 2025 году оборонного союза между странами ЕС и направлен на повышение уровня взаимодействия для переброски военных грузов и сил в рамках европейского пространства в случае кризисных ситуаций.
В июне 2014 года глава ЕК Жан-Клод Юнкер, чьи полномочия истекают этой осенью, сделал укрепление безопасности европейцев своим приоритетом. Он предложил ряд инициатив в данной области, некоторые из которых постепенно воплощаются в жизнь. В частности, в 2016-м Юнкер объявил о создании Европейского фонда обороны. На прошлой неделе Европарламент поддержал данную инициативу.
Будущий фонд должен привлечь инновации в оборонную промышленность, в частности содействовать развитию новых систем вооружений. Евродепутаты предлагают выделить на эти цели 13 млрд евро, однако окончательная сумма будет обсуждаться во время переговоров о долгосрочном бюджете Евросоюза на 2021–2027 годы.
Мера ЕК – важный шаг в укреплении совокупного потенциала в сфере европейской безопасности и обороны, считает профессор МГИМО, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. В рамках нового семилетнего бюджета ЕС на 2021–2027 годы будет увеличен общий европейский оборонный фонд – общее финансирование европейских проектов. В этой связи военно-экономическое и военно-финансовое дублирование – это именно то, чего хочет избежать ЕС, инициируя свои интеграционные проекты.
«Двойное налогообложение, тем более учитывая разницу в уровне НДС для разных стран, во-первых, является неэффективным, во-вторых, политически не оправданным, – отметил Данилов в разговоре с «НГ». – Было изначально понятно, что любое движение в сторону интеграции требует шагов по унификации ряда вопросов национальных законодательств. Без этого невозможна реализация интеграционных проектов. Поэтому освобождение поставок от НДС вполне естественная мера. Если ЕК это предлагается, значит, есть определенные внутренние расчеты на то, что это принесет положительный эффект. Но насколько подобная инициатива будет воспринята государствами – членами ЕС как эффективная, это вопрос».
По словам эксперта, подобными действиями главный исполнительный орган ЕС, во-первых, показывает свою готовность решать финансово-экономические проблемы стран союза, во-вторых, стимулирует дискуссию в этом направлении. «Предложение ЕК – это попытка продемонстрировать странам – участницам ЕС выгоду общеевропейского формата обеспечения национальных вооруженных сил оружием и военной техникой», – сказал Данилов.
Отвечая на вопрос «НГ» о том, в чьем распоряжении будет находиться закупаемое оружие, Данилов сказал: «Оружие будут закупать национальные правительства для своих вооруженных сил, которые останутся в любом случае. Следовательно, закупки будут определяться на национальном уровне. Вопрос в том, что и за какую цену они будут покупать».
Задачи новой европейской системы – создать условия, чтобы национальные государства получали выгоду от закупок вооружений у той или иной европейской компании, а не в США или других странах. «Дело это очень сложное. Подобные решения не только экономические, но и политические. Непонятно, каким образом будут мотивировать свои решения национальные правительства стран Евросоюза. Тем не менее на сегодняшний момент это выглядит так», – пояснил Данилов.
Очень долгое время в рамках НАТО речь шла о стандартизации вооружений, снижении дублирования, в том числе в области закупок, однако никаких результатов достигнуто не было, отметил эксперт. «Почему у Европы на стадии становления новых структур должно получиться то, что не получилось при всей натовской дисциплине и при серьезном лидерстве США?» – задается вопросом он.
Создание единого рынка вооружений может оказаться серьезным вызовом для ряда государств Европы. «В выигрыше могут оказаться немногие. Например, Франция, которая занимают лидирующие позиции на рынках торговли оружием. Почему какая-то малая европейская страна должна вкладывать деньги в укрепление позиций французского ВПК и увеличение французских прибылей, в том числе за счет ограничения своего собственного технологического вклада?» – продолжает недоумевать Данилов.
«И еще один вопрос: как Европа планирует в этой ситуации освободиться от американского ВПК? Ведь ведущие европейские концерны зависят от кооперационных связей с США, и их участие в производстве американских вооружений на сегодняшний день намного прибыльнее, чем потенциальные и весьма призрачные дивиденды внутри Европы», – заключил эксперт.
комментарии(0)