Министр по делам хаджа в центре справа. Фото Торялай Гаранай.
Российские мусульмане могут сыграть важную роль в достижении мира в Афганистане. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту «НГ» Андрею СЕРЕНКО заявил министр по делам хаджа и вакуфов в афганском правительстве АБДУЛ ХАКИМ МУНИБ. Господин Муниб является влиятельным исламским и политическим деятелем в современном Афганистане. Он не только осуществляет государственную религиозную политику, но также возглавляет «Хезбе Харакате Энкелабе Исламие Мардоме Афганистан» (Партию исламской революции и движения народа Афганистана), шестеро представителей которой заседают в сенате страны, а еще десять являются депутатами Волуси джирги (нижней палаты национального парламента).
- Господин министр, Афганистан уже почти двадцать лет является исламской республикой. Ислам в вашей стране - государственная религия. Как удается сочетать исламские ценности и основанную на выборах и других демократических процедурах республиканскую форму государства? Как относятся мусульмане Афганистана, духовные, религиозные лидеры страны, к такому синтезу?
- Афганистан это исламская земля, она всегда была и будет такой. Источником всех законов в Афганистане всегда был ислам, и я полагаю, что так будет вечно. Поэтому я считаю, что исламской системе в Афганистане не два десятилетия, она существует сотни лет и ведет свое начало со времен возникновения ислама, особенно со времени халифа хазрата Усмана. И по сей день эта исламская традиция продолжается.
Что касается существования системы перехода власти демократическим путем, то в нашем государстве она, действительно, существует около двадцати лет. И это важная, хотя и тактическая сторона вопроса. Если мы хотим, чтобы вопрос о разделении или передаче власти в Афганистане решался спокойно, то без выборов, без участия народа в этом процессе не обойтись. У нас просто нет другого способа организовать правильную, объективную, справедливую передачу власти, кроме как сделать это через всенародные справедливые выборы.
Безусловно, требуется время, чтобы этот путь, этот механизм ротации власти приобрел стопроцентную прозрачность. На этом пути, естественно, существуют определенные трудности. Подчеркну - они есть в любом государстве, не только в Афганистане. Но именно в Афганистане максимальная прозрачность выборов может обеспечить приход мира.
Многие проблемы в Афганистане связаны с организацией власти, с борьбой за власть. И нынешний многолетний конфликт также, в конечном счете, происходит из-за власти. Именно поэтому важно, чтобы власть в стране в определенный срок, в рамках закона и с помощью выборов передавалась и обеспечивала свою легитимность.
- Исламская традиция всегда была сильна в Афганистане. Как она развивается сегодня? Какую роль при этом играет Министерство по делам хаджа и вакуфов?
- Минувшие двадцать лет для ислама в Афганистане, для мусульман, для системы исламского обучения имели огромное значение. По сравнению с предыдущими периодами произошло мощное развитие религиозной жизни в стране. За последние годы было построено множество мечетей, религиозных медресе, исламских университетов, как частных, так и государственных. Это уникальный прецедент в истории Афганистана, равного которому не было ранее. И этот процесс каждый день развивается.
Наше общество сегодня очень нуждается в настоящем исламе, в настоящем исламском учении, в подлинной исламской науке. Поэтому правительство Афганистана, в частности, Министерство по делам хаджа и вакуфов, Министерство просвещения, Министерство высшего образования и, конечно же, афганский народ и каждый афганец в отдельности, стремятся и должны выполнить свой долг, свои обязанности в этом важнейшем деле.
- Идеологи «Талибана» (организация запрещена в РФ) пытаются доказать, что Афганистан может быть только исламским эмиратом, и что республиканская традиция чужда исламу. Талибы также требуют от афганцев отказа от участия в выборах президента. Что думают по этому поводу афганские религиозные лидеры?
- Различные группы в правительстве Афганистана много лет искали путь решения афганской проблемы. Некоторые из них полгали, что вся власть должна быть сосредоточена у этих конкретных группировок. Однако по прошествии лет они поняли, что это невозможно, что это путь в никуда. И талибы тоже должны были бы за последние годы понять, что в Афганистане не может быть у власти только одна группа, только одна партия, только один этнос, что невозможно управлять страной единолично, не обращая внимания на других.
Выборы являются для нас важным принципом организации политической жизни. После выборов та сторона, которая выигрывает, в соответствии с законом, будет формировать правительство, управлять страной. А проигравшая сторона будет формировать конструктивную оппозицию. Сегодня уже очевидно, что должна быть убрана, ликвидирована старая политическая культура, старая традиция, когда лишь одна группировка повсеместно, безгранично и бессрочно властвовала, а все остальные группы и партии отправлялись в тюрьмы, терроризировались и уничтожались, либо должны были эмигрировать.
Что касается исламской традиции, то здесь у всего афганского народа есть единое мнение. Только через укрепление этой традиции, своей национальной идентичности, своей культуры, мы можем защитить, сохранить и продвинуть в будущее свои национальные и исламские ценности.
- Афганистан - страна молодых людей. Более 70 процентов населения Афганистана составляют люди в возрасте до 35 лет. Как афганская молодежь относится сегодня к религии?
- Что касается афганской молодежи, в том числе образования и обучения молодых людей, важно отметить, что они как никогда в последнее время получают большие объемы информации о самых разных сферах знания. Их информация о религии ислама день ото дня увеличивается. Должен сказать, что молодые афганцы являются очень эрудированными и образованными мусульманами. В жизни нашей современной молодежи, по сравнению с любым другим временем, исламские науки и современные академические науки занимают важное место. Наша молодежь очень хорошо знакома и с исламскими науками, и с современными светскими науками.
Я бы хотел подчеркнуть, что не только молодые люди, но и все афганцы, независимо от возраста, являются приверженцами ислама. Если вы побываете в наших мечетях, то увидите там представителей всех слоев общества. Мечети объединяют сегодня всех афганцев, независимо от социального положения, возраста и уровня образования.
- Исламская дипломатия в сегодняшнем мире играет все более важную роль. Авторитет исламских религиозных лидеров очень высок. Какие перспективы Вы видите в развитии диалога и сотрудничества между исламскими сообществами и лидерами Афганистана и России? Какой вклад могли бы внести российские мусульмане в процесс достижения мира в Афганистане?
- Я бы хотел воспользоваться случаем и возможностью поблагодарить и передать через вашу уважаемую газету привет от президента Афганистана Мохаммада Ашрафа Гани его превосходительству президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, от всей души выразить ему благодарность за поддержку ислама и исламских традиций. По сравнению с советским периодом, сегодня глава Российского государства оказывает очень большое внимание исламу и мусульманам. Президентом Путиным предоставлены все свободы мусульманам, им возвращены все их религиозные права. И в этом есть как раз залог сотрудничества между нашими религиозными сообществами и нашими нациями, между Россией и Афганистаном. Я уверен, что это сблизит еще больше наши отношения, создаст прочный фундамент для российско-афганского партнерства.
Тот Советский Союз, в котором раньше разрушались мечети, где не давалась возможность строить новые медресе и религиозные школы, в настоящее время превратился в Российскую Федерацию, в которой наряду с другими мировыми религиями, священной религии ислам, мусульманам, также предоставлена полная свобода вероисповедания, отправления своих религиозных свобод. Мы относимся с огромным почтением к тому, что мусульманам России предоставлены полные религиозные права.
Я полагаю, что для установления мира в Афганистане важную роль могли бы сыграть посреднические усилия российских мусульман, прежде всего, российских ученых-мусульман. Их роль мы считаем весьма важной и полезной. И я об этой посреднической миссии и роли российского мусульманского сообщества попросил вчера его превосходительство муфтия хазрата Гайнутдина в нашей с ним частной беседе. Об этом же я также публично говорил в ходе своего выступления на международной конференции «Ислам в глобальном мире» в Москве.
Я хотел бы особо подчеркнуть, что наши отношения имеют хорошее будущее, и мы будем развивать и укреплять наше партнерство. Мы также будем вместе стараться, чтобы укреплялся настоящий ислам, как религия без экстремизма и насилия, которая провозглашает мир, сотрудничество и умеренность. И мы совместными усилиями может показать настоящее лицо ислама, который не содержит экстремизма, который провозглашает умеренность и чистоту этой великой религии.
комментарии(0)