Фото Andrew Harrer/Bloomberg via Getty Images
ФБР арестовала сотрудника американской военной разведки Генри Фриза за разглашение секретов, касающихся китайских вооружений. Ему грозит 10 лет. Парадокс состоит в том, что Фриз – не «крот», завербованный Пекином, он всего лишь поделился сенсацией с подругой-репортером. Тем не менее гонения на предполагаемых китайских шпионов приобретают все больший размах. Под подозрение попали ученые и студенты из Китая. Для них вводятся ограничения на въезд и работу в США.
Министерство юстиции США весьма скупо делится с публикой подробностями дела Фриза. Хотя из публикации агентства АР можно заключить, что его история могла бы послужить фабулой для боевика о шпионах и любовниках. Фриз работал аналитиком по контртерроризму в разведывательной службе Пентагона и имел допуск к материалам под грифом «совершенно секретно».
Но, как известно, любовь зла. У разведчика завязались близкие отношения с репортером телеканала CNBC Амандой Масиас. И Фриз слил ей информацию американских спецслужб о том, что Китай установил противокорабельные крылатые ракеты и ракеты класса «земля–воздух» на спорных островах Спратли в Южно-Китайском море.
К этому архипелагу США, дабы подтвердить принцип свободы судоходства, регулярно посылают свои военные корабли, а Китай требует, чтобы они убрались с его территории. Словом, тема горячая. Материалов, переданных разведчиком, хватило на восемь репортажей.
Случай Фриза не единичный. За последние годы правоохранительные органы неоднократно предъявляли обвинения в нарушении гостайны и работе на иностранные разведки американским чиновникам. Причем после присоединения Крыма к России козлами отпущения становились чаще либо российские граждане, либо американцы, разглашавшие секреты, касающиеся России.
Примером может служить судьба Риэлити Уиннер, которая работала по контракту на Национальное агентство безопасности США. Она отправила по электронной почте сетевому изданию Intercept доклад о том, что российская военная разведка направила фишинговые рассылки для взлома электронной почты более чем 100 американским чиновникам на избирательных участках и совершила кибератаку на поставщика программного обеспечения для восьми штатов.
Прокурор заявила, что действия Уиннер подорвали способность США добывать аналогичную разведывательную информацию из России. В итоге 26-летняя женщина получила срок пять лет и три месяца. А медиа развернули шумную кампанию вокруг вмешательства Москвы в американские выборы в 2016 году.
Однако, как видно из интервью директора контрразведки США Уильяма Иванинэ телеканалу NPR, в настоящее время главную опасность для Америки представляет китайская разведка. Российская угроза даже близко к ней не стоит. «Русские тратят время и усилия на вербовку одного-двух агентов. А китайцы приезжают на вербовку, как на закупочный тур. У них безбожные ресурсы. У них в Министерстве госбезопасности сотни тысяч людей, – сказал Иванинэ. – Русские все еще традиционны в своем мышлении. Они не хотят, чтобы их людей поймали. А с китайцами такое случается почти каждый день. Они все отрицают. Не беспокоясь о потерях, они придерживаются концепции кибершпионажа, который дает прекрасный результат».
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил: «В Америке китайский шпионаж воспринимается более серьезно, чем российский. У китайцев гораздо больше бесспорных успехов, о которых мы знаем из открытых источников, чем у российских коллег. Это ведет к к тому, что американцы ограничивают контакты с Китаем, ужесточают визовое регулирование, ограничивают академические связи по ряду направлений».
Начало визовой войны с Китаем обусловлено двумя факторами. Во-первых, это шпиономания. Во-вторых, так же, как и в случае с Россией, американцы желают наказать китайскую элиту за «плохое поведение», вызвать рост недовольства в высших слоях китайского общества. Ведь эти люди привыкли ездить в США регулярно, отправлять туда детей учиться.
Как передает Reuters, Министерство общественной безопасности КНР готовит черный список институтов, связанных с ЦРУ, Пентагоном, и правозащитных организаций. Сотрудникам таких структур въезд в Китай может быть закрыт.
комментарии(0)