Фото Afghan Presidency Press Office / Handout/Anadolu Agency via Getty Images
Независимая (Центральная) избирательная комиссия (НИК) Афганистана подвела окончательные итоги президентских выборов, состоявшихся 28 сентября 2019 года. Как и предсказывала «НГ» еще в октябре прошлого года, победителем уже в первом туре выборов стал действующий глава государства Мохаммад Ашраф Гани. Некоторые оппозиционные афганские политики заявили о непризнании итогов голосования, однако, по словам кабульских экспертов «НГ», изменить политическую ситуацию это уже не сможет – Ашраф Гани будет представлять официальный Кабул ближайшие пять лет.
О том, что Мохаммад Ашраф Гани останется хозяином дворца «Арг» (резиденция президента Афганистана – «НГ») объявила вчера председатель Центризбиркома Хава Алам Нуристани. Она официально обнародовала окончательные итоги голосования 28 сентября, которые полностью совпали с предварительными результатами (их НИК опубликовал 22 декабря 2019 года).
Согласно данным Центризбиркома, Ашраф Гани смог заручиться поддержкой более 50% активных избирателей. Его основной конкурент глава исполнительной власти страны доктор Абдулла Абдулла получил менее 40% голосов. Третье место занял лидер фундаменталистской Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддин Хекматияр с 3,8% голосов. Таким образом, действующий глава государства победил на выборах президента Афганистана уже в первом туре. Напомним, что эксперты «НГ» в декабре прошлого года предсказали, что окончательные итоги выборов 28 сентября полностью совпадут с предварительными, и что принципиальных изменений в электоральных позициях основных кандидатов в президенты Афганистана не произойдет.
Главный соперник действующего президента доктор Абдулла вчера поспешил заявить о непризнании итогов выборов и даже о намерении создать параллельное «инклюзивное» правительство страны. «Это похоже на жест отчаяния, некую нервную реакцию, хотя и не лишено прагматизма, - прокомментировали действия оппозиционного политика кабульские эксперты «НГ», - Очевидно, Абдулла надеется такими шагами решить три задачи. Во-первых, обратить на себя внимание США и других западных спонсоров Афганистана. Во-вторых, попытаться убедить Гани начать переговоры о возобновлении коалиционного сотрудничества с командой Абдуллы. И, наконец, в-третьих, сохранить вокруг себя собственную политическую коалицию, так как она скоро начнет рассыпаться – афганские политики традиционно стремятся присоединиться к победителю. Абдулла стремится предотвратить свое скатывание в политическое одиночество, поэтому он пытается сейчас демонстрировать свою активность и некую силу».
Однако, полагают кабульские наблюдатели, шансы доктора Абдуллы договориться с президентом Гани сегодня очень малы: «Гани явно получил карт-бланш от Вашингтона, он не намерен сохранять формат «правительства национального единства», а без этого места Абдулле во дворце «Арг» нет. Гани уже начал перезагрузку административного класса, в результате которой люди Абдуллы теряют позиции в органах власти и управления. Отказ Абдуллы признать итоги президентских выборов только еще больше усложнит жизнь близких к нему чиновников. Президент Гани явно намерен проводить жесткую линию в отношении своих политических противников, тем более, что ситуация в стране не располагает к иному стилю поведения».
По словам одного из кабульских наблюдателей, «доктор Абдулла не получил поддержки со стороны американцев и других западных представителей, хотя очень рассчитывал на нее»: «В этом виноват, прежде всего, сам Абдулла. Он и его сторонники так и не смогли привести на избирательные участки 28 сентября протестно настроенных избирателей. Это показало, что афганцы, возможно, не слишком довольные правительством Гани, тем не менее, не готовы поддержать доктора Абдуллу, что они не рассматривают Абдуллу в качестве привлекательной альтернативы Гани. Не сумев убедить афганцев голосовать за себя, Абдулла попытался оспорить чистоту голосов, отданных за Гани, но это уже не понравилось западным партнерам, которые прекрасно понимают, что в этом отношении все афганские политики одинаковы. Поэтому в итоге Абдулла и проиграл».
Кабульские эксперты отмечают, что «политические признаки победы Ашрафа Гани были видны задолго до официального обнародования итогов выборов»: «За последние три месяца президент США Дональд Трамп два или три раза встречался с Гани на разных площадках, демонстрируя к нему свое расположение. С доктором Абдуллой Трамп не встретился ни разу. Учитывая решающее влияние Вашингтона на афганский политический процесс, это можно было рассматривать как сигнал о предпочтениях американцев. Решение Центризбиркома 19 февраля лишь подтвердило это сигнал».
Следует отметить, что ранее представители США, НАТО и Европейского союза неоднократно подчеркивали, что афганские политики должны будут признать итоги президентских выборов, озвученные Центризбиркомом, какими бы они ни были. Заявления оппозиционных политических деятелей, вроде доктора Абдуллы, о непризнании результатов голосования, по оценкам кабульских наблюдателей, могут привести к «соответствующим негативным реакциям в их адрес» со стороны западных партнеров Кабула.
По мнению кабульских наблюдателей, «очевидно, что теперь Ашраф Гани получит карт-бланш на формирование национальной переговорной группы для возможного диалога с «Талибаном» (организация запрещена в РФ)»: «Разумеется, в эту группу войдут самые разные представители, однако, оператором ее станет уже вновь избранный президент страны».
комментарии(0)