На фото министр финансов Аргентины Мартин Гусман. Фото Muhammed Emin Canik/Anadolu Agency via Getty Images
Не заплатив 500 млн долл. по своим долговым обязательствам к 22 мая, Аргентина оказалась в состоянии технического дефолта. Еще к концу 2019 года ее долг составлял 323 млрд долл. Катастрофических неприятностей власти стремятся избежать: правительство продолжает вести переговоры с неуступчивыми кредиторами, которые все же подали сигналы о том, что могут пойти на определенные послабления.
Власти Аргентины пытались договориться с кредиторами еще с осени 2019 года, но безуспешно. Пандемия окончательно ухудшила финансовое положение страны-чемпиона по дефолтам, которая по политическим причинам и в силу достаточно высокого уровня жизни не может себе позволить снизить огромные социальные расходы.
При этом Аргентина не собирается, подобно соседней Бразилии, во что бы то ни стало выводить своих граждан на работу. Правительство объявило, что карантин будет продлен до 7 июня, притом что меры самоизоляции и так были приняты довольно рано.
Министр финансов Мартин Гусман уверяет, что все стороны хотят конструктивно решить проблему аргентинского долга. При этом он подчеркивает, что в условиях пандемии страна не может себе позволить тратить 20% бюджета на выплату основной суммы долга и процентов. Посол Аргентины в США Хорхе Аргуэльо заявил, что хотя сторонам еще далеко до соглашения, переговоры уже идут в конструктивном ключе.
Власти на минувшей неделе в очередной раз предложили кредиторам провести реструктуризацию 66 млрд долл.: списать 62% этой части внешнего долга и согласиться на отсрочку по выплатам на три года. Но Буэнос-Айресу готовы предоставить долговые каникулы только на один год.
Детали ответного предложения неизвестны публике, глава страны Альберто Фернандес активно его изучает, поскольку в интересах Аргентины договориться как можно быстрее. По мнению источников Reuters, определенного согласия стороны могут достичь в ближайшие дни.
Однако аналитики Capital Economics считают: переговоры о реструктуризации могут затянуться вплоть до следующего года, учитывая тот факт, что к концу июня Аргентина будет обязана выплатить очередные проценты по облигациям. При этом одним из самых печальных сценариев может стать вызов представителей государства в американский суд, с которым договориться вряд ли получится.
Аргентинцам и всему миру запомнились события конца 2001 года, когда кризис привел к крупнейшему дефолту в истории - 132 млрд долл. Технический дефолт страна испытала в 2014-м, и его последствия были не столь плачевными. Тогда в американских судах так называемым "фондам-стервятникам" удалось добиться огромных компенсаций. Как сообщал Bloomberg, хедж-фонд Elliot Management Corporation под управлением неуступчивого американского инвестора Пола Сингера за 11 лет ожиданий после просьб о реструктуризации получил сумму, в три раза превышающую предложение аргентинского правительства в 2005 году. В итоге прибыльность этого актива составила более 1,6 млрд долл. А владелица хедж-фонда Bracebridge Нэнси Циммерман вообще получила сумму, в восемь раз превышавшую изначальную стоимость облигаций.
Руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев признает, что ситуация у аргентинцев тупиковая: "Сама по себе сумма не такая уж внушительная, однако проблема в том, что экономического роста и доходов сейчас нет, поэтому и оплачивать долги нечем".
В разговоре с "НГ" эксперт напомнил о том, что в период так называемого "золотого десятилетия Латинской Америки" - с 2003 по 2013 годы - у страны весьма существенно увеличились доходы из-за роста экспорта и благоприятной внешней конъюнктуры. Уже тогда правительство активно брало деньги в долг и субсидировало бизнес. Цены на ЖКХ и бензин стали низкими, а зарплаты - высокими. Однако после падения спроса на аргентинские сельхозпродукты в 2014-2016 годах баланс был нарушен.
"Правительство Маурисио Макри сумело худо бедно договориться с "фондами-стервятниками", хотя уже тогда нью-йоркский судья стал ненавистен всей Аргентине. Сейчас же водоворот снижения мирового спроса и привычной для граждан инфляции привел к тяжелым последствиям. А инвесторы навстречу идти не хотят, зная репутацию Аргентины недобросовестного заемщика", – пояснил Яковлев.
комментарии(0)