Госдеп США сумел разглядеть связь террористов и Тегерана. Фото Reuters
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выразил обеспокоенность тем, что Иран намерен нарастить уровень обогащения урана до 20%, и призвал Тегеран изменить свое решение. Но он также призвал и будущую администрацию Джозефа Байдена вернуть США к Совместному всеобъемлющему плану действий относительно иранской ядерной программы (СВПД). Помешать последнему пытается нынешний президент США Дональд Трамп, стремящийся лишить Демократическую партию возможности улучшить отношения с давними недругами страны, в частности с Ираном. Как сообщает Reuters, госсекретарь Майкл Помпео собрался обвинить Тегеран в связях с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ).
В заявлении Борреля отмечается, что начало процесса обогащения урана до 20% в подземном ядерном центре в Фордо, которое было подтверждено МАГАТЭ (Международным агентством по атомной энергии) 4 января, вызывает серьезную озабоченность ЕС. «Эти действия Ирана несовместимы с положениями СВПД относительно ядерного центра Фордо и могут иметь серьезные последствия для ядерного распространения. Мы призываем Иран воздерживаться от дальнейшей эскалации и развернуть избранный им курс без промедления», – говорится в заявлении.
Однако вместе с тем Боррель пообещал задействовать все дипломатические усилия, для того чтобы не только привести Тегеран к исполнению пунктов «ядерной сделки», но вернуть США в нее. Американцы, напомним, вышли из СВПД в 2018 году, восстановив при этом санкции против Ирана. О намерении пересмотреть это решение Трампа говорил Байден. И Боррель вежливо напомнил будущему главе Белого дома о его обещаниях. «Мы приветствуем позитивные заявления по СВПД избранного президента США Джозефа Байдена и ожидаем начала работы с новой администрацией США», – сообщается в заявлении.
Между тем администрация Трампа старается сделать смену своего внешнеполитического курса как можно более трудноосуществимой. Так, недавно Куба была обратно внесена в американский черный список государств – спонсоров терроризма. Помпео объяснил это решение связями властей латиноамериканской страны с колумбийскими повстанцами, дружбой с Венесуэлой и укрывательством ряда беглецов из США. Проирански настроенное движение хуситов в Йемене было признано Белым домом террористическим. Теперь Помпео, как сообщают журналисты, готовится заявить о связях властей Исламской Республики и «Аль-Каиды».
Таким образом, Евросоюз, страны-члены которого серьезно вложились в экономику Ирана уже к моменту выхода США из СВПД, призывает будущую администрацию США терпеливо проигнорировать выходки Трампа и все-таки начать новую страницу в отношениях с Тегераном. А просить Иран не делать резких шагов до инаугурации Байдена, которая состоится 20 января, по-видимому, не требуется. В улучшении отношений с США и снятии санкций больше всех заинтересованы именно иранские власти. Все-таки экономика их страны находится в плачевном состоянии.
Впрочем, по мнению экспертов, налаживание отношений быстрым не будет точно. «Многие пункты «ядерной сделки» были просчитаны на 15–20 лет вперед. Теперь же с момента заключения прошло более 5 лет, а стороны вернулись к исходному положению. В договор придется вносить значительные изменения, можно даже говорить об СВПД-2», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. Он напоминает заявления Байдена о том, что у США есть требования, касающиеся иранской ракетной программы. А ведь рахбар (высший руководитель) Ирана аятолла Али Хаменеи ранее говорил о готовности вести переговоры только по «ядерной сделке», а не по ракетам.
Тем не менее сближение все равно будет и вряд ли за эти последние дни в должности президента США Трамп сделает нечто такое, что заставит Байдена изменить свой взгляд на отношения с Ираном, считает эксперт. «Не думаю, что Трамп в нынешнем положении, когда он практически потерял лицо и многих соратников из администрации, предпримет нечто решительное вплоть до военных действий. А вот громкие заявления будут. Но на стратегию Байдена они скорее всего не повлияют, поскольку у него свое видение принципов внешней политики наверняка уже имеется. А вот какую тактику будет применять новый президент США, зависит уже от иранской стороны», – полагает Сажин.
комментарии(0)