Джозеф Байден намерен объединить мир в борьбе с изменением климата «в решающее десятилетие». Фото Reuters
В четверг начался саммит лидеров стран по вопросу изменения климата, организованный по инициативе президента США Джозефа Байдена, на который приглашены 40 лидеров разных стран мира, в том числе России, Китая, Германии, Франции, Британии, Индии, Японии и Бангладеш. Именно они вместе с генсеком ООН Антониу Гутерришем выступили первыми и подчеркнули важность проблемы изменения климата. Впрочем, прорывных речей на саммите пока не наблюдается, зато заметно слабое техническое исполнение организаторов.
Мировая общественность и пресса активно обсуждает саммит не только в силу проблемы климатических изменений и необходимости ее решения, но и потому, что это первое крупное мероприятие, организованное Соединенными Штатами с момента вступления в должность президента Байдена, пускай оно и проходит в онлайн-формате.
От его итогов и от того, одобрят ли партнеры Белого дома его первые предложения, может зависеть, будут ли воспринимать Байдена как лидера, возрождающего участие США в международных делах и способного повести за собой остальной западный мир.
А сомнения на этот счет имеются. Во-первых, в Сети набралось уже немало примеров того, как память или физическое здоровье подводят 78-летнего президента США. Во-вторых, если говорить конкретно о саммите, то не факт, что дополнительные обязательства по снижению выбросов CO2 будут взяты участниками, в том числе в силу имеющихся экономических трудностей, обострившихся из-за пандемии.
Впрочем, незадолго до саммита ЕС показал свою позицию достаточно четко: было принято решение взять цель на снижение выбросов CO2 на 55% или даже 57% в сравнении с 1990 годом уже к 2030 году, а к 2050-му стать первым континентом, который сумел бы нивелировать эти выбросы вообще.
Однако США под руководством демократов поставили цель еще более серьезную: снизить выбросы CO2 на 50% к 2030 году в сравнении с 2005 годом. Намерения Вашингтона тем показательнее, что при Дональде Трампе климатической повестке не придавалось большого значения, в то время как в Европе данный вопрос разрабатывался и обсуждался непрерывно.
Байден специально подчеркнул, что американское общество должно стать «не просто процветающим, но здоровым и чистым». Он назвал начавшееся десятилетие решающим для проблемы изменения климата. Данная позиция отлична от идеологии предыдущей администрации, при которой экономический рост страны был приоритетной целью, а экологические требования к бизнесу были более лояльными.
Вместе с президентом США саммит открывала вице-президент США Камала Харрис, а ведет саммит госсекретарь США Энтони Блинкен. После их вступительных слов участников призвал к активным действиям Антониу Гутерриш, высокопарно напомнивший, что «мать-природа не может больше ждать», когда ее уже начнут спасать.
После слово было передано председателю КНР Си Цзиньпину. Он подчеркнул необходимость помощи развивающимся странам, а также заявил, что Китай будет контролировать рост потребления угля, а к 2026 году начнет снижать его долю в энергетике страны.
Важность изменения образа жизни подчеркнул премьер-министр Индии Нарендра Моди. Он призвал мир обратить внимание на бережное отношение к природе в индийской культуре.
Процесс проведения саммита был не на высоте: в ряде выступлений участников саммита переводчики начинали работу с большими задержками. Не обошлось и без более заметного конфуза. В самом начале выступления президента Франции Эмманюэля Макрона его речь организаторы прервали, после чего слово было передано президенту РФ Владимиру Путину. Последний заметно торопился начать выступление: видимо, он уже думал о грядущей встрече с коллегой из Белоруссии Александром Лукашенко.
Путин заявил, что с 1990 года доля выбросов парниковых газов в РФ снизилась на 45%. Вместе с тем нельзя не отметить, что на душу населения их количество в нашей стране все еще велико, и среди крупных стран хуже показатель только в США.
Президент РФ обратил внимание на то, что изменение климата – это вопрос не только выбросов CO2, но и других газов, в частности метана.
«На долю метана приходится 20% антропогенных выбросов. И каждая его тонна создает парниковый эффект, в 25–28 раз больший, чем тонна CO2. Если бы, скажем, в предстоящие 30 лет удалось сократить эмиссию метана в два раза, то, по мнению экспертов, глобальная температура к 2050 году снизилась бы на 0,18 градуса», – отметил он.
Возможно, в пятницу организаторы саммита исправят неполадки, а лидеры приступят к более конкретным обсуждениям или даже сумеют прийти к каким-либо ключевым компромиссам.
комментарии(0)