Фото Reuters
Воодушевленный возвращением Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ), президент Башар Асад подписал указ о всеобщей амнистии, которая освобождает дезертиров от уголовного наказания, предусмотренного законом о службе в рядах вооруженных сил республики. Под ее действие подпадают граждане, совершившие преступления до 30 апреля 2022 года. Амнистия не распространяется на боевиков, чьи действия повлекли за собой смерть людей. Желающих пройти через специально созданную комиссию настолько много, что власти намерены продлить ее работу.
В соответствии с указом Асада для получения документов боевики, воевавшие ранее в составе антиправительственных формирований, проходят проверку в правоохранительных органах на предмет возможной причастности к террористической деятельности. В течение пяти дней почти 2 тыс. сирийцев из числа бывших сторонников оппозиции и дезертиров, уклоняющихся от обязательной военной службы, урегулировали свой гражданский статус в провинции Дераа на юге страны. Об этом сообщил секретарь Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) Хусейн ар-Рифаи, курирующий работу комиссии по национальному примирению. По его словам, инициатива президента будет способствовать стабилизации обстановки на юге Сирии, где в последнее время вновь активизировались группировки террористов.
Желающих пройти через специально созданную комиссию было настолько много, что сирийские власти, по всей вероятности, продлят ее работу как минимум еще на неделю. Из расположенных на юге страны городов приходят сообщения, что там имеется еще более 1 тыс. человек, желающих урегулировать свой статус. Их имена передаются на пункты пропуска.
В Сирии с 2011 года идет гражданская война, в ходе которой на стороне оппозиции участвует ряд антиправительственных террористических организаций. Одна из них – «Исламский фронт» (запрещен в РФ) – была создана для противодействия правительству Асада. В него входили такие группировки, как запрещенные в РФ «Джейш аль-Ислам», неоднократно менявшая названия «Хайят Тахрир аш-Шам», «Исламское государство» и др.
Ранее президент Асад уже объявлял амнистию для тех, кто участвовал в вооруженных формированиях сирийской оппозиции. В частности, в январе 2022 года была объявлена амнистия для всех дезертиров, в том числе для бежавших из страны за границу при условии их добровольной явки. В мае 2021 года Асад подписал указ об амнистии для осужденных за уклонение от военной службы, за исключением тех, кто был наказан за государственную измену, терроризм, деятельность, повлекшую гибель людей, а также за контрабанду оружия. Еще одна амнистия была объявлена в сентябре 2019 года. Она распространилась на уклонистов от военной службы, осужденных за дачу взятки, подделку официальных документов, продажу наркотиков, а также на несовершеннолетних преступников.
Нынешний указ об амнистии обнародован на фоне призывов сирийской оппозиции к Асаду согласиться на новые переговоры, чтобы как можно быстрее начать восстановление страны. После 12 лет войны и более полумиллиона убитых, жизни в условиях повсеместного голода и разрухи оппозиция надеется на конструктивную встречу с теми, кто находится у власти, после долгой борьбы с ними.
Однако многие сирийские и зарубежные аналитики отмечают потерю в последнее время оппозицией поддержки со стороны прежде всего ведущих арабских стран вроде Саудовской Аравии, которая одобрила возвращение Сирии в ряды ЛАГ, несмотря на противодействие Катара. Турция, похоже, тоже готова возобновить отношения с режимом Асада, хотя то, что будет делать президент Реджеп Тайип Эрдоган после победы на недавних выборах, пока до конца не ясно. Сирия также пользуется поддержкой Москвы и Тегерана. При таких козырях Асад если и согласится на переговоры с оппозицией, то только с позиции силы.
Напомним: переговоры между Дамаском и сирийской оппозицией зашли в тупик еще в 2018 году из-за того, что судьба президента Асада стала главным препятствием на пути политического перехода, в результате которого Сирия должна была принять новую Конституцию, а ее граждане – пойти на свободные выборы. Встречи и переговоры, проводившиеся в течение последних пяти лет, не увенчались успехом даже при относительно слабой позиции Асада. Тем более вряд ли стоит надеяться на прорыв сегодня при значительно укрепившемся положении президента.
В такой ситуации наиболее вероятным условием возобновления переговоров могло бы стать согласие оппозиции пойти на значительные уступки Асаду. Между тем специальный посланник ООН по Сирии Гейр Педерсен, по-видимому, хотел бы, чтобы больше гибкости в данном вопросе проявило как раз правительство Асада. Как сказал ооновский чиновник, «новая дипломатическая активность в регионе может стать возможностью, если ею воспользоваться», подчеркнув необходимость «конструктивного участия Сирии».