Политик индийского происхождения Вивек Рамасвами готов вернуть Америку во времена Ричарда Никсона и Генри Киссинджера. Фото Reuters
Американский бизнесмен индийского происхождения Вивек Рамасвами, ставший открытием, а по некоторым выводам и победителем дебатов республиканцев, претендующих на участие в президентских выборах 2024 года, изложил свои внешнеполитические взгляды в статье для одного из консервативных порталов. Оказалось, в США впервые появился более-менее популярный политик, прямо поддерживающий позицию Кремля в российско-украинском конфликте. Рамасвами выступил за территориальные уступки Украины, против ее вступления в НАТО и сближение Вашингтона и Москвы на антикитайской основе. Едва ли он сможет стать кандидатом от Республиканской партии: непререкаемый фаворит по-прежнему Дональд Трамп. Однако сам факт того, что впервые отнюдь не маргинальный политик США решил поддержать РФ, чрезвычайно любопытен.
По последним опросам, в перечне самых популярных политиков-республиканцев Рамасвами вырвался на третье место. Его опережают Трамп и губернатор Флориды Рон Десантис. За третье-четвертое места в рейтингах до недавнего времени малоизвестный бизнесмен-фармацевт борется с одним из самых узнаваемых политиков Америки – бывшим вице-президентом Майклом Пенсом. Для Рамасвами это уже само по себе успех, который объясняется в первую очередь относительно благополучным выступлением на внутрипартийных дебатах (см. «НГ» от 24.08.23). Политика с радикальными взглядами американцы запомнили. Впечатлила и его полемика по конфликту между РФ и Украиной с другими кандидатами – с Пенсом и бывшим представителем США в ООН Никки Хейли, которые заклеймили Рамасвами как сторонника уступок Кремлю.
Бизнесмен решил более детально изложить свои внешнеполитические взгляды. Он написал статью «Жизнеспособный реализм и доктрина возрождения» для портала American Conservative, ориентированного на наиболее консервативную часть Республиканской партии. В своем тексте Рамасвами предстает как поборник курса Ричарда Никсона. Напомним, что этот американский президент вошел в историю не только как первый лидер страны, ушедший в отставку под угрозой импичмента, но и как тот, кто во многом изменил внешнеполитический курс Соединенных Штатов. В частности, Никсон положил конец войне во Вьетнаме и начало сближению США с Китаем. Последнее упомянул в перечне его заслуг и Рамасвами. В своей статье он написал, что восхищается Никсоном за его «холодный и трезвый реализм» во внешней политике, к которому США неплохо бы вернуться. «Самое главное, он осознал уникальную угрозу, исходящую от Советского Союза. В Китае он увидел величайшего мясника XX века Мао Цзэдуна. Однако вместо того чтобы подсчитывать преступления Мао или моралистически призывать к его падению, он понял, что Мао был движущей силой советско-китайского раскола», – написал Рамасвами, отметив, что именно сближение с Китаем позволило США изменить ход холодной войны, сорвать советско-китайский альянс и в итоге выиграть. Теперь он предлагает сделать, по сути, то же самое. Только на этот раз США, по мысли Рамасвами, должны опереться не на Пекин против Москвы, а на Москву против Пекина.
«Как президент США я буду уважать и возрождать наследие Никсона, отвергая кровожадную болтовню полезных идиотов, которые проповедуют беспроигрышную войну в Украине, которая еще больше сближает наших двух противников. Чем дольше продолжается война в Украине, тем яснее становится, что победитель только один: Китай. Я поведу Америку от морализма к реализму, выполнив противоположное тому, что сделал Никсон в 1972 году: я поеду в Москву в 2025 году. Я обеспечу мир в Украине на единственных условиях, которые должны иметь для нас значение, – на условиях, которые будут ставить американские интересы на первое место. Администрация Байдена глупо пыталась заставить Си сбросить Путина. На самом деле мы должны заставить Путина сбросить Си», – говорится в тексте Рамасвами. Для обозначения желаемой договоренности с Москвой он употребил выражение Трампа «хорошая сделка». Ее Рамасвами и предлагает заключить. «С этой целью я приму российский контроль над оккупированными территориями и пообещаю заблокировать кандидатуру Украины в НАТО в обмен на выход России из военного союза с Китаем. Я отменю санкции и верну Россию на мировой рынок», – написал он.
Нетрудно заметить, что идеи Рамасвами перекликаются с теми, что высказывал госсекретарь времен правления Никсона Генри Киссинджер. Правда, почтенный эксперт, которому в этом году исполнилось 100 лет, несколько подкорректировал свою позицию и о необходимости уступок со стороны Украины больше не говорит. Рамасвами же необходимость признания за Россией новых территорий признает прямо и безапелляционно.
В комментарии «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев рассматривал текст политика как манифест определенных кругов в Республиканской партии. «Это не его или, вернее, не только его точка зрения. Мое мнение: в тексте Рамасвами отражена почвенническая, неоизоляционистская идеология, которая все больше охватывает избирателей партии. Да, действительно, тут есть «тень Киссинджера», отсылка к тем годам, когда Америка смогла справиться с внутри- и внешнеполитическими вызовами 60-х, одновременно столкнувшись с теми вызовами, которые перекликаются с современностью. Сейчас Республиканская партия живет идеологическим наследием Рональда Рейгана. На него опирается партийный истеблишмент. Рейганизму Трамп противостоит, если можно так выразиться, из будущего, а Рамасвами – из прошлого, предлагая не искать чего-то нового, а вернуться к старому». Определенный отклик такая позиция найти может. Правда, едва ли Рамасвами обойдет Трампа.