Президент Венесуэлы Николас Мадуро пока предпочитает держать власть в кулаке, даже если это мешает экономическому развитию его страны. Фото Reuters
Венесуэла должна провести честные выборы, и только тогда существенное ослабление санкций со стороны Соединенных Штатов будет возможным. С таким заявлением выступила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. Так она прореагировала на последние новости из Венесуэлы. Ее лидер Николас Мадуро, выражая готовность провести свободные выборы, тем не менее делает, как считают в Вашингтоне, все, чтобы такие выборы не прошли. Президент Венесуэлы, прежде демонстрировавший готовность наладить отношения с Западом, в последнее время не раз критиковал США. Официальному Каракасу не нравится, что процесс смягчения санкций Вашингтона не только не продолжается, но и застопорился.
Прогнозы многих экспертов о том, что наметившееся за последние год-два сближение США и Венесуэлы пойдет по нарастающей, не оправдываются. Режим Мадуро с американскими властями пока договориться не может. Это и констатировал Белый дом.
«Если Венесуэла предпримет конкретные действия по восстановлению демократии, ведущие к проведению свободных и честных выборов, мы готовы также предоставить соответствующее смягчение санкций. В настоящее время Венесуэла не сделала необходимых шагов, и наши санкции остаются в силе. США намерены продолжать работу по поддержке восстановления демократии и верховенства закона в Венесуэле», – заявила Жан-Пьер на брифинге.
Ее слова можно трактовать и как подтверждение появившейся неделю назад информации. Агентство Reuters, со ссылкой на источники, сообщило 24 августа о том, что в обмен на проведение свободных выборов США готовы ослабить санкции против Венесуэлы. Переговоры на этот счет якобы начали некие чиновники администрации Джозефа Байдена и важный представитель команды Мадуро, президент Национальной Ассамблеи Венесуэлы Хорхе Родригес. Вместе с тем события июля-августа показывают, что на уступки официальный Каракас готов идти до известного предела.
Президентские выборы в Венесуэле планируется провести в 2024 году, и с 2025 года избранный президент вступит в должность. Но пока, кроме Мадуро, серьезных кандидатур нет, и власти об этом «заботятся». Например, 11 августа Коммунистическая партия Венесуэлы была лишена легального статуса Верховным судом. Она перешла под контроль управленцев, лояльных Мадуро. Таким образом, президент пытается консолидировать все левые силы вокруг себя не самым честным способом. А за месяц до этого Мадуро резко раскритиковал американские санкции и решение Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США выдать годичную лицензию на экспорт в республику сжиженного природного газа, продажа которого ограничена американскими санкциями. «Что себе вообразили эти гринго? Что Венесуэла – это колония гринго, что она нуждается в их лицензиях и разрешениях? Нет, хватит!» – заявил Мадуро по государственному телевидению. Он уточнил, что его страна не нуждается в разрешении США на импорт.
Говорить более уверенно с американцами Мадуро побуждает укрепление его позиций. Политическая ситуация в стране явно стабилизировалась: стало очевидно, что ставка Запада на Хуана Гуайдо не оправдала себя. Благодаря поддержке военных Мадуро цепко держится за власть. К тому же многие оппозиционно настроенные венесуэльцы, составляющие примерно пятую часть населения, уехали (см. «НГ» от 30.01.20). Кстати, часть мигрантов, уехавших не по политическим мотивам, вернулась обратно. Меры по реформе экономики, в том числе ее «долларизации», дали положительный эффект. Впрочем, и преувеличивать успехи не стоит.
«Экономическое положение в Венесуэле все еще плачевное. Во многом это объясняется тем, что Вашингтон и Каракас договориться не могут. Мадуро хочет гарантий и гласности, которые американский истеблишмент не предоставляет», – сказал «НГ» директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
После начала конфликта России и Украины в СМИ не без оснований начали прогнозировать, что Запад собирается ослабить санкции против Каракаса, чтобы снизить цены на нефть и зависимость от РФ. И действительно, в конце 2022 года американской компании Chevron разрешили добывать нефть в Венесуэле и продавать ее в США. Параллельно, правда, Каракас развивал отношения с геополитическими соперниками Вашингтона, в частности, с Тегераном. Но две страны, ориентированные на экспорт нефти, дополняют друг друга не так сильно, как хотелось бы их лидерам, и больше речь идет о политической поддержке, нежели о сильных экономических связях. Экономически страна по-прежнему зависит от своего традиционного рынка сбыта – США.
Как замечает Хейфец, сводить проблему налаживания контактов Вашингтона и Каракаса лишь к нежеланию Мадуро поступиться властью не стоит. Администрация Байдена так же не свободна в своих решениях. «В Конгрессе, и особенно в Сенате, в Комитете по международным делам превалируют «ястребы», причем из обеих партий. Например, глава комитета Роберт Менендес – демократ, а сенатор Марко Рубио – республиканец. И на данный момент оба политика кубинского происхождения едины в том, что санкции должны сохраняться», – поясняет Хейфец.