Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан говорит, что Вашингтон намерен держать открытым окно для диалога с Китаем по стратегическим вопросам. Фото Reuters
Джейк Салливан, помощник президента США по национальной безопасности, посетит 27 августа Китай. Это будет его первая поездка в Пекин при администрации Джозефа Байдена. Салливан встретится с главой МИД КНР Ван И. Будут обсуждаться как возможности сотрудничества между двумя державами, так и спорные проблемы, включая Тайвань. Речь может пойти и о личной встрече Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином; они в последний раз вступили в непосредственный контакт друг с другом в ноябре 2023 года в Калифорнии, где состоялся саммит АТЭС. Еще один предмет дискуссии – Украина. США возмущены тем, что КНР оказывает РФ помощь материалами и технологиями, необходимыми для ВПК.
Представитель Совета национальной безопасности США заявил, что вояж Салливана имеет целью укрепить канал стратегических коммуникаций между двумя странами. Салливан ранее не раз общался с Ван И. Это помогло возобновить дипломатические контакты после того, как в начале 2023 года США по приказу Байдена сбили китайский шпионский воздушный шар над своей территорией. Тем не менее, как считают в Вашингтоне, обе державы продолжают занимать жесткую позицию по отношению друг к другу.
Как пишет The New York Times, Салливан и Ван И проведут переговоры о коммуникациях между вооруженными силами двух стран, а также об искусственном интеллекте. При этом, если вопрос о новом саммите США–Китай будет обсуждаться, то это произойдет за два с небольшим месяца до президентских выборов в США. Кто бы ни был избран президентом, политика США по отношению к Китаю может измениться. Американский чиновник пояснил газете, что Салливан ничего не станет говорить в Пекине о том, каков будет курс новой администрации.
По сообщению Reuters, на переговорах Салливана с Ван И пойдет речь и о напряженной ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), Северной Корее, Ближнем Востоке и Мьянме. Что касается возможной встречи Байдена с Си, то Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома, сказал, что не обладает особыми сведениями на сей счет. Тем не менее, пояснил он, «американо-китайские связи – это самые важные двусторонние отношения в мире в настоящее время».
На первый взгляд Салливан намеревается растопить лед в контактах с КНР. Но вскоре после оглашения информации о поездке Салливана США ввели санкции против более 400 субъектов и персоналий. Среди них есть китайские компании, которые, по мнению американских официальных лиц, помогают Москве обходить санкции Вашингтона.
Смягчить напряженность в отношениях с Китаем пытался и госсекретарь США Энтони Блинкен. Он прилетал в Пекин в апреле. Реального результата тот визит не принес. Разве что обе стороны выразили желание расширить контакты в сфере образования и культуры.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО РАН, отметил: «Если Си Цзиньпин примет Салливана, то это будет означать, что тот привез какое-то важное послание, которое делает необходимым встречу на уровне первых лиц. Но это маловероятно. Кардинальных договоренностей там быть не может. О чем можно договариваться накануне выборов в США? Китай исходит из того, что Си и Байден встречались в прошлом году в Сан-Франциско и тогда обо всем договорились. На сей счет китайская формулировка гласит: «Был достигнут важный консенсус». Но китайцы полагают, что у США с самого начала не было намерения выполнять договоренность. Вряд ли поэтому Си будет уговаривать Байдена, чтобы он выполнял то, о чем согласились. Си может поручить эту задачу кому-нибудь из своих помощников».
Что касается Украины, то, по словам эксперта, американцы продолжают выкручивать китайцам руки – мол, не дружите с Россией, ничего ей не поставляйте, соблюдайте режим американских санкций. Но Китай – сильная суверенная страна, она в состоянии сопротивляться такому давлению.
«А санкции, которые лет 10–15 назад были орудием американского политического воздействия на неугодные режимы, сейчас стали инструментом для сдерживания и уничтожения конкретных компаний и отраслей в Китае. Причем при любом исходе президентских выборов количество китайских компаний и секторов экономики, попавших под санкции, будет увеличиваться. Ведь Китай, который может превратиться в мирового научного и технологического лидера, не нужен ни Демократической, ни Республиканской партии», – считает Ломанов.
Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, тоже полагает, что шансов на личное общение Си с Байденом немного. «Хотя прецеденты есть. Вспомним Генри Киссинджера, помощника президента США по национальной безопасности, который подготовил встречу президента Ричарда Никсона с лидером КНР Мао Цзэдуном. Но сейчас иная ситуация. Ведь Байден хромая утка», – сказал «НГ» эксперт.