Северокорейские беспилотники удачно поразили модель танка. Фото Reuters
Глава КНДР Ким Чен Ын посетил боевые испытания беспилотников, проведенные НИИ беспилотников Академии национальной обороны. Об этом в понедельник сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК). Как отмечают в южнокорейском Министерстве объединения, впервые на испытаниях северокорейцами были использованы дроны-камикадзе. У Пхеньяна возрастает способность сорвать логистические цепочки противникам в случае большой войны, однако сама вероятность конфликта, несмотря на напряженность, не выглядит высокой, в том числе из-за налаживания сотрудничества Москвы и Пхеньяна.
В ходе испытаний было поражено несколько целей, в том числе имитирующих южнокорейские танки К-2. Ким Чен Ын обратил особое внимание на подводные дроны-камикадзе и ядерные торпеды. Он также упомянул о необходимости привлечь к разработке дронов искусственный интеллект.
Ряд южнокорейских экспертов в комментариях западных СМИ отметили, что использованные на испытаниях дроны напоминают российский БПЛА «Ланцет-3», что сразу навело подозрения на то, что Москва активно помогает Пхеньяну в военных разработках.
Напомним, в это же время американские и южнокорейские солдаты продолжают масштабные учения. В них принимают участие 60 самолетов, а на предыдущих маневрах с 19 по 23 августа стороны привлекли сразу 200 самолетов. Учения продлятся до 29 августа.
Сеул недавно анонсировал программу создания дронов на 423 млн долл., которые будут в том числе применяться для потенциального уничтожения северокорейских дронов. Также для противодействия БПЛА планируется разработать лазерные установки.
Самый известный эпизод с полетами БПЛА на Корейском полуострове произошел в 2022 году, когда несколько дронов КНДР пересекли границу Республики Корея, а один из них даже пролетел недалеко от резиденции ее президента.
«Дроны сейчас производят практически все, и КНДР в этом смысле старается идти в ногу со временем. Мир с интересом наблюдает, куда северокорейские дроны могут полететь, а генералы страны, несмотря на старомодные формы, готовятся отнюдь не к войне прошлого и анализируют информацию о конфликтах во всем мире для ее применения», – рассуждает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что свою роль в развитии программы БПЛА может иметь глава страны. Ему всего 42 года, и он не проходит мимо темы новых вооружений, имея военно-инженерное образование. К тому же в молодости Ким увлекался созданием авиационных моделей. Также поступала информация о том, что старые истребители советского производства могут быть переделаны под дроны.
«Если же говорить про конкретное применение, то ядерные торпеды в случае попадания в АЭС, которых Южная Корея насчитывает четыре, может закончиться катастрофой. Также Пхеньян в случае крупного конфликта прорабатывает нанесение ударов по логистическим цепочкам, в том числе по морским портам», - сказал Асмолов.
Он добавил, что в Сеуле осознают, что все БПЛА и снаряды противоракетная оборона взять под контроль не способна.
«Даже несмотря на то, что подготовка КНДР имеет скорее оборонительный характер, к сожалению, обе стороны готовят превентивные удары и пеняют на то, что их противник может напасть. Напряженность действительно выросла, и некоторые действия, в частности обмен пропагандой и мусором, уже даже перестали быть новостью. И все-таки вероятность перерастания в горячую стадию выглядит невысокой», - считает эксперт.
При этом, несмотря на критику развития отношений Москвы и Пхеняна, именно тесное сотрудничество РФ и КНДР снижает вероятность конфликта.
«Заключенный Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве предполагает консультации в случае угрозы конфликта, что может быть сдерживающим фактором. Москве же навряд ли захочется ядерной войны рядом со своими территориями. В этом смысле вероятность войны в Южно-Китайском море или в Восточно-Китайском море, куда приковано меньше внимания, выглядит более высокой. Активная подготовка к военным действиям еще не означает готовности к этим действиям приступить», - рассуждает Асмолов.