Фото Reuters
Правительственная Сирийская арабская армия (САА) усилила военное присутствие у границ мятежной провинции Идлиб. Официальный Дамаск утверждает, что контролирующая крупнейший анклав джихадистская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) (признана в РФ террористической и запрещена) намерена расширить сферу влияния. В свою очередь, органы самоуправления в Идлибе обвиняют САА в попытке посягнуть на контуры этой зоны деэскалации, поэтапно формировавшиеся с 2017 года при помощи России и Турции.
О том, что Дамаск распорядился нарастить присутствие САА по линиям соприкосновения вокруг Идлиба, сообщила близкая к правительству газета «Аль-Ватан». Независимые мониторинговые платформы говорят о как минимум 1,2 тыс. переброшенных туда военнослужащих.
Источники газеты утверждают, что президентский дворец готовится «к отражению агрессии» со стороны ХТШ, которая, по этой версии, хочет сдвинуть линии фронта в своих интересах. Любая корректировка бросает вызов параметрам этой зоны деэскалации, которые поэтапно с 2017 года согласовывались в рамках Астанинского формата – дипломатического процесса между вооруженными группировками и центральным правительством под эгидой России, Турции и Ирана – трех ключевых международных игроков на сирийской арене.
Примечательно, что свои регулярные силы наращивает и Турция. Как утверждает британский мониторинговый центр Сирийская обсерватория по правам человека, за последние две недели республика перебросила в зону своей ответственности в Сирии около 200 единиц военной техники, включая бронетранспортеры, танки и грузовики с материально-техническим оснащением и боеприпасами. Усиление произошло в том числе вблизи районов, которые контролируются ХТШ. Вероятно, за счет концентрированного присутствия Анкара намерена предотвратить крупномасштабные вооруженные столкновения между ХТШ и САА. Тем более что битва за контуры идлибской зоны деэскалации в течение последних лет разгорается постоянно.
Портал Turkish Minute утверждает: турецкое руководство отвергло планы ХТШ по расширению зоны влияния и предупредило самопровозглашенную администрацию в Идлибе, что заблокирует любые военные поставки через подответственные контрольно-пропускные пункты.
Близкие к Дамаску и «Хезболле» издания информировали в этом году со ссылкой на источники, что Анкара вынашивает планы по реорганизации лояльных ей вооруженных группировок, чтобы купировать любой протестный потенциал в этой среде и стремление к автономности. Повод для опасений дало то, как население турецких протекторатов отреагировало на намерение президента Реджепа Тайипа Эрдогана заключить мирную сделку с сирийским коллегой Башаром Асадом. Мятежные районы превратились в место мощных протестов, участники которых критиковали Анкару за предательство и антимигрантскую политику у себя дома.
Оперативный штаб идлибских группировок, в состав которого входит верхушка ХТШ, выступил на днях с заявлением, что готов к любому развитию событий вокруг мятежного анклава. В самопровозглашенной администрации дали понять, что способны организовать защиту подконтрольной территории. В Идлибе возложили ответственность за эскалацию на официальный Дамаск и лояльные ему парамилитарные формирования, обвинив противоположный лагерь в интенсификации авиаударов по всей инфраструктуре провинции за последние недели.
Представители группировок подозревают, что набирающая обороты военная активность асадовских сил на севере Сирии может быть увертюрой к более масштабному наступлению, рассчитанному на возвращение под контроль правительства обширной территории. Относительно благоприятным с этой точки зрения обстоятельством стало переключение международной повестки на конфликт вокруг сектора Газа и Ливана. Конечно, другой вопрос, что ценой этой региональной эскалации стали не только частота и глубина израильских ударов по Сирии, но и компрометация контролируемой САА территории вблизи Голанских высот. Так, с начала года регулярно появляются признаки, что подразделения инженерных войск Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в сопровождении танков и пехоты переходят границу у Голан для строительства буферной зоны.
Наблюдатели, впрочем, утверждают, что изменившаяся региональная обстановка могла подогреть амбиции и у высшего командного звена ХТШ, уже пытавшегося укрепить свои позиции в ущерб другим группировкам.
Не стоит забывать и о том, что начало сухопутной операции ЦАХАЛ на юге Ливана спровоцировало приток огромного числа беженцев к сирийской границе. Подавляющая часть тех, кто ищет укрытия от боевых действий, – сирийцы, в свое время бежавшие в Страну кедров от гражданской войны на своей исторической родине. Значительная часть перемещенных двигается в сторону мятежных анклавов Арабской Республики, среди которых контролируемая курдами автономная администрация на северо-востоке и «пояс» турецких протекторатов на севере.
Обострение вокруг Идлиба, вероятно, станет одной из тем готовящейся международной встречи по Сирии в Астанинском формате. Детали переговоров, которые должен принять у себя Казахстан, еще прорабатываются, информировал на днях российский официоз. Москва неоднократно настаивала на демонтаже террористической инфраструктуры в Идлибе, призывая турецких партнеров к выполнению обязательств в рамках Астанинского формата. Теперь, судя по всему, Анкара сама заинтересована в ослаблении вышедшего из-под контроля «бренда» ХТШ.