Премьер-министр Франции Мишель Барнье рискует быть отправленным в отставку Национальной ассамблеей. Фото Reuters
В среду в Национальном собрании (нижняя палата парламента Франции) пройдет голосование по вотуму недоверия премьер-министру Мишелю Барнье. Проект бюджета не устраивает как социалистически настроенных парламентариев, так и законодателей от самой представительной партии в парламенте – «Национальное объединение». Для Марин Ле Пен сохранение политической чести может оказаться важнее, чем стабильность, важная в нынешней ситуации для французской экономики.
«Осуждение этого бюджета, к сожалению, является единственным способом, который Конституция предоставляет нам для защиты французов от опасного, несправедливого и, по сути, карательного бюджета, который к тому же усугубляет и без того чудовищный дефицит, образовавшийся за семь лет «макронизма»» – так объяснила свои намерения Марин Ле Пен.
В то, что партия Жордана Бареллы и Марин Ле Пен пойдет на союз с крайне левыми силами, изначально мало кто верил (см. «НГ» от 26.11.24). Однако Ле Пен осталась настолько недовольной бюджетом кабмина Барнье, что изъявила желание пойти на принцип. Не исключено, что действия лидера «Национального объединения» – это демонстративный посыл президенту Пятой республики Эмманюэлю Макрону: «с нами вам придется считаться».
Очевидно, Барнье рассчитывал на то, что ему поможет знаменитая статья 49.3 Конституции Франции, позволяющая премьер-министру проводить законопроекты без голосования в парламенте. А возможно, он уже понимал, что спасти положение ему не удается, но все равно сделал то, что считал должным. В понедельник премьер-министр попытался провести без голосования проект финансирования социальной сферы 2025 года – части общего бюджета. Однако левые силы во главе с «Непокоренной Францией» начали процедуру вотума недоверия. Именно возможность вотума недоверия делает статью 49.3 Конституции не такой уж всесильной. После ее применения у парламентариев есть 24 часа, чтобы запустить процедуру, которая может привести к отставке кабинета министров. Затем проводится голосование в течение 48 часов.
В «Национальном объединении» заявили, что, хотя в партии и готовы поддержать левых, отдельно будет предложен самостоятельный проект по вотуму недоверия, чтобы конкретно пояснить причины, почему Барнье премьер-министром быть не должен. Это дает пространство для торга. Ведь если вотумов недоверия будет два, но каждый из них не наберет достаточного числа голосов (скажем, левые проголосуют по проекту «Непокоренной Франции», но их не поддержит «Национальное объединение», и наоборот, проект Ле Пен не поддержат левые силы), то правительство Барнье все-таки выстоит.
Пока же СМИ считают, что игра Ле Пен – это отнюдь не блеф, и она действительно готова пойти на сделку с левыми силами. Пресса подчеркивает, что отставка Барнье в результате голосования стала бы историческим событием. Ведь вотумом недоверия в последний раз освобождены от должности были члены кабинета министров Жоржа Помпиду аж в 1962 году.
Условие Ле Пен для дальнейшего пребывания Барнье в должности премьер-министра – продолжать индексировать пенсии французам, несмотря на дефицит бюджета в 60 млрд евро. Помимо этого, «Национальное объединение» и его идейный лидер выступают за субсидирование коммунальных счетов по газу и снижение сборов в Европейский союз. Ле Пен не преминула напомнить, что летом во втором туре парламентских выборов сторонники Макрона и левые силы, по сути, выдвигали единых кандидатов в 210 округах. Дескать, этот кризис отнюдь не ее рук дело, а терпеть бюджет, предложенный Матиньонским дворцом, французы не обязаны.
В случае если Барнье объявят вотум недоверия, не факт, что премьер сразу прекратит работу. Макрон может оставить его исполнять обязанности, тем более что выборы до следующего лета президент провести не может.
Но что еще хуже, экономика страны уже несет потери. Агентства понижают рейтинг инвестиционной привлекательности Пятой республики, а бюджет на 2025 год так и не принят. Это признает и отправленный в отставку президентом бывший премьер Габриэль Атталь. Возможно, ставка президента на опытного переговорщика Барнье все же не оправдала себя.