Дональд Трамп заподозрил РФ в применении хорошо известной ему бизнес-тактики. Фото Reuters
Не успели завершиться консультации в Саудовской Аравии по возможному прекращению огня, как в РФ, США и Украине выразили сомнение в том, что достигнутые договоренности не останутся на бумаге. Российское Министерство обороны заявило, что Киев вопреки обговоренному продолжает удары по энергетической инфраструктуре. Президент Украины Владимир Зеленский обвинил Кремль в умышленно неправильной трактовке результатов консультаций в Эр-Рияде. А Дональд Трамп впервые публично выразил сомнения в том, что Кремль действительно хочет добиться окончания вооруженного конфликта. В довершение ко всему Евросоюз отказывается отменять санкции против РФ – то, что в Москве считают непременным условием пусть даже частичной приостановки боевых действий.
В среду, 26 марта, в российском Министерстве обороны заявили, что около 4.45 по московскому времени в Брянской области украинский беспилотник атаковал филиал ПАО «Россети Центр – Брянскэнерго», следствием чего стало отключение энергоснабжения в Комаричском районе. В ведомстве сообщили, что днем ранее и в ночь с 24 на 25 марта украинцы ударили по энергетическим объектам в Курской области и в Крыму. Атаки предприняты, отмечает Министерство обороны, «несмотря на публичное заявление Зеленского о принятии достигнутых в Эр-Рияде 24 марта российско-американских договоренностей по прекращению атак на объекты гражданской энергетики». Вместе с тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил на брифинге, что российские военные продолжают исполнять приказ главы государства о запрете ударов по энергетическим объектам. По его словам, несмотря на действия Украины, «мы все-таки считаем, что мораторий должен соблюдаться».
Таким образом, ярко проявилась разница трактовок результатов консультаций в Саудовской Аравии. Запрет на удары по украинским энергообъектам, как подчеркивается с российской стороны, был введен президентом Владимиром Путиным еще 18 марта, после разговора с Трампом.
С этой даты в Москве отсчитывают 30-дневный срок моратория. В Киеве отчет ведут с 25 марта. Причем, как следует со слов Зеленского и представителей его правительства, украинские власти по-другому, нежели Кремль, видят вообще сам характер моратория. В Киеве утверждают, что, согласно украинско-американским договоренностям, в перечень объектов, по которым не должны наноситься удары, подпадают объекты нефте- и газодобычи. Значит, Россия не имеет права атаковать украинские газовые месторождения в Полтавской и Харьковской областях. Между тем, согласно сайту Кремля, мораторий распространяется на удары по нефтеперерабатывающим предприятиям; нефте- и газопроводам, включая насосные станции; вырабатывающей и передающей электричество инфраструктуре, включая электростанции, подстанции, трансформаторы и распределители; атомным электростанциям; дамбам гидроэлектростанций. Никаких заявлений, свидетельствующих о том, что это не тот список, который был согласован в Эр-Рияде, Белый дом не делал. Но обвинять Зеленского во лжи американцы не стали.
Снять все вопросы могло бы совместное заявление, принятое по итогам переговоров в Эр-Рияде. Однако его нет. Как ранее заявлял первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по безопасности и обороне Сергей Чижов, заявление не было принято из-за украинской стороны.
Дополнительную сложность в трактовке ситуации в этой связи придает интервью Трампа, которое он дал вечером 25 марта медиакомпании Newsmax. «Я думаю, что Россия хочет положить конец» вооруженному противостоянию, «но, возможно, она тянет время», – сказал президент США. Он подозревает, что Россия следует его бизнес-тактике. «Я делал так на протяжении многих лет: я не хочу подписывать договор, при этом хочу как бы остаться в игре», – поделился он секретом из своей девелоперской практики. Это первый случай с начала переговорного процесса, когда Трамп, пускай в очень сдержанных выражениях, публично критикует российскую сторону. В то же время делать далеко идущие выводы из ремарки президента пока по меньшей мере преждевременно. Упрекать в чем-либо Путина, равно как и Зеленского, Трамп не стал. Напротив, президент США заявляет, что будут рассмотрены условия России для прекращения огня в Черном море, в числе которых – и ослабление санкций против РФ в сфере, касающейся торговли продовольствием и удобрениями. Напомним, что в Эр-Рияде обсуждалось возобновление зерновой сделки. Она предусматривает беспрепятственный транзит через Черное море российского и украинского зерна и продовольствия. Возврат к зерновой сделке, фактически разорванной в 2023 году, видится в Вашингтоне как первый шаг ко всеобщему перемирию между Украиной и РФ.
Между тем какое бы то ни было ослабление санкций предполагает еще и согласие на это со стороны союзников США. А в Евросоюзе на это пойти не готовы. Пресс-секретарь Еврокомиссии Анита Хиппер заявила в интервью украинскому телевидению, что ЕС согласен на изменение или отмену санкций, только когда состоится «безусловный вывод всех российских вооруженных сил со всей территории Украины». На практике по данному вопросу тотального единства в ЕС нет. На по крайней мере частичное снятие санкций согласна как минимум Венгрия. Однако ясно, что выполнение российско-американских договоренностей потребует от Трампа немалых усилий и сложных переговоров с американскими союзниками.