Президент США Дональд Трамп напомнил, что от идеи выровнять баланс в торговле с другими странами он не откажется. Фото Reuters
На этой неделе правительства 14 стран получили из Белого дома то, что в прессе назвали «письмами счастья», – уведомления о повышении с 1 августа тарифов на товары из этих стран, поставляемые в США. Дональд Трамп демонстрирует, что его обещание установить справедливые, с его точки зрения, внешнеторговые связи страны не забыто, как бы ни протестовали в том числе в самой Америке, и что он готов идти до конца. Экономическим партнерам США дано время договориться по-хорошему. Многие из них откровенно не верят, что Трамп пойдет на глобальную тарифную войну, считай, со всем миром, но он полон решимости доказать им обратное.
О решении, которое ему представляется особенно важным, американский президент, по своему обыкновению, первым сообщает лично и через свою соцсеть Truth Social. Так было и в случае с тарифами. От Трампа, а не от его пресс-службы общественность узнала о том, что с 1 августа планируется ввести пошлины в 25% на товары из Южной Кореи, Японии, Казахстана, Туниса и Малайзии; в 30% – на товары ЮАР и Боснии и Герцеговины; в 32% –на товары Индонезии; в 35% – на продукцию Бангладеш и Сербии и в 36% – Камбоджи и Таиланда. Самые суровые тарифы, в 40% предусмотрены для Лаоса и Мьянмы, что объяснимо. Это третьестепенные экономические партнеры для США. А основной экспортер товаров в эти страны – Китай, который Трамп и его сторонники рассматривают как главного экономического конкурента. К тому же у США и Мьянму еще и плохие политические отношения, пересматривать которые нынешняя администрация Белого дома не спешит.
А с Японией и Южной Кореей, напротив, у Соединенных Штатов традиционно хорошие отношения. Более того, Трамп и его команда давали понять, что возлагают особые надежды по крайней мере на японцев в деле противостояния КНР. Некоторые трения между США и этими двумя их дальневосточными союзниками сейчас есть, но они не настолько серьезные, чтобы объяснить ими отправку «писем счастья». Скорее Трамп старается показать, что в святом деле (выравнивании внешнеторгового баланса Соединенных Штатов) исключений не будет ни для кого. В Южной Корее рассматривают случившееся как последствие авантюры Юн Сок Ёля. Такую оценку, например, дает агентство Yonhap. Напомним, что в 2024 году президент Южной Кореи Юн Сок Ёль, так до сих пор и неясно, по какой причине, попробовал ввести военное положение. В результате он лишился поста, в стране были проведены досрочные президентские выборы, а попутно сорвались переговоры с США о тарифах. Новые власти намерены исправить эту ошибку. В Вашингтон направляются сразу несколько южнокорейских чиновников, в том числе министр торговли Ё Хан Гу. Готовность договориться выразила и Япония, равно как и другие страны, получившие «письма счастья».
Трамп против переговоров не возражает. «Эти тарифы могут быть изменены в сторону повышения или понижения в зависимости от наших отношений с вашей страной. Вы никогда не будете разочарованы Соединенными Штатами Америки», – написал он в Truth Social. Вероятно, это указание на то, что с США при желании можно договориться, стало одной из причин, почему реакция американского фондового рынка оказалась мягче, чем в апреле, когда Трамп поднял тему повышения тарифов. Биржевые индексы снизились, но не так сильно, как тогда. В то, что мировая тарифная война будет реальностью, рынок сейчас не верит. К тому же пока нет повышения пошлин для ЕС и Китая. С Евросоюзом идут переговоры, с КНР действует рамочное соглашение – своеобразное перемирие в торговой войне. Впрочем, и избыточных поводов для оптимизма тоже нет.
На сегодняшний день США полностью урегулировали тарифный вопрос только с Великобританией и Вьетнамом. С ними подписаны двусторонние соглашения, в которых можно видеть и политический подтекст.
Великобритания – традиционный, давний и, можно сказать, незаменимый союзник США. Без британских армии и флота немыслимы какие-либо совместные операции в рамках НАТО. К тому же Великобританию и США теперь объединяет еще и военный блок AUKUS, ориентированный на действия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вьетнам же – страна, с которой отношения Америки год от года становятся все ближе к союзническим. Причем эта дружба развивается явно на антикитайской основе, как и блок AUKUS.
О политической составляющей своей тарифной политики на днях прямо сказал и сам Трамп. «Любая страна, которая будет следовать антиамериканской политике БРИКС, будет обложена ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ пошлиной в размере 10%. Исключений в этой политике не будет», – пообещал он. Так Трамп прокомментировал совместное заявление министров финансов стран БРИКС, сделанное в воскресенье, 6 июля, в Рио-де-Жанейро. В нем была раскритикована тарифная политика нынешней администрации и высказан ряд предложений, в частности, направленных на пересмотр роли мировых валют, доллара в том числе. Таким образом, Трамп четко указал, что рассматривает тарифы как оружие, а не как способ регулирования мировой торговли.
Следует добавить, что Россия, хотя и входит и даже стоит у истоков БРИКС (эта организация, включающая в себя ныне много стран, не так давно объединяла только Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку), не получила персональных угроз о повышении тарифов. Это объясняется объективными причинами. Россия обложена санкциями, ее торговля с США практически свернута. Это, разумеется, не значит, что такого рода угроз не последует в дальнейшем. Правда, для этого требуется хотя бы частично нормализовать российско-американские отношения. А Трамп все настойчивее дает понять, что никакой нормализации не будет, пока продолжается конфликт РФ и Украины.
* * *
За ситуацией в мировой геополитике следили и авторы российских Telegram-каналов.
«Темник» обращает внимание на то, что администрация Трампа не щадит даже давних союзников Америки: «Администрация США объявила о введении 25 % импортной пошлины на товары из Японии и Южной Кореи с 1 августа. Вместо прежнего дедлайна 9 июля срок переговоров перенесён до 1 августа, чтобы дать странам время на выработку новых условий торговли. Сразу же после объявления новости акции крупнейших автокомпаний Японии и Кореи снизились на 3–4 %. Вашингтон трактует эти меры как инструмент для сокращения торгового дефицита и защиты своего производителя, несмотря на предостережения о росте инфляции и нагрузке на потребителей. Япония критикуется за слабые закупки американского риса и автомобилей, Южная Корея — за избежание усиления оборонных и аграрных импортов».А вот авторы канала «Мюсли вслух» подмечают, что премьер-министр Израиля Нетаньяху «объявил о номинировании президента США Трампа на Нобелевскую премию мира, подчеркнув, что высоко ценит его усилия для "достижения мира и безопасности в мире и особенно на Ближнем Востоке».