Министры иностранных дел стран АСЕАН на конференции в Малайзии старались продемонстрировать сплоченность и единодушие. Фото Reuters
В Куала-Лумпуре открылась конференция глав МИД Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Главной проблемой, которая будет обсуждаться, стали тарифы президента США Дональда Трампа. Пока только Вьетнаму удалось заключить сделку с Вашингтоном. Кроме того, большинство членов блока хотят защитить свои острова в Южно-Китайском море от притязаний Пекина. Это также станет темой дискуссий на встрече.
Обращаясь к участникам форума, глава правительства Малайзии Анвар Ибрагим указал, что торговля в глобальном масштабе стала полем боя. Он явно имел в виду угрозу установления высоких тарифов, озвученную Вашингтоном. Блок из 10 стран включает в себя несколько государств, чья экономика в максимальной степени зависит от состояния мировой торговли. И вот теперь они могут столкнуться с тем, что импортные пошлины на их товары в США с 1 августа подскочат до небес, комментирует агентство АР.
Анвар Ибрагим в своей речи весьма эмоционально охарактеризовал сложившуюся ситуацию. По его словам, мир вступает в эпоху, где «сила заменяет принципы, а инструменты, которые ранее использовались для того, чтобы обеспечить рост экономики, теперь служат орудием давления, изоляции и сдерживания».
Не называя прямо США виновником вышеописанных опасностей, премьер-министр призвал членов блока работать сообща, чтобы отразить угрозы в области торговли. «Наше сплочение не должно оставаться декларативным», – утверждал Ибрагим. И далее он озвучил некоторые меры, которые необходимо реализовать группировке. Следует увеличить торговлю между самими членами АСЕАН, нарастить инвестиции в региональную интеграцию и уменьшить стратегическую зависимость от внешних держав.
Пожелания или цели, которых предлагает достичь Малайзия, великолепны. Но реальность такова. Трамп сначала озвучил тарифы в апреле, потом отложил их введение на 90 дней, чтобы дать время для заключения сделок. А в минувший вторник он объявил о введении пошлин в размере от 25 до 40% для 14 стран. Они вступят в силу 1 августа, если не будет заключена сделка. Президент также пригрозил, что еще больше увеличит тариф, если какая-либо страна подумает предпринять ответные шаги.
Многие члены АСЕАН по отдельности вступили в переговоры с США. Но, как следует из заявлений чиновников, блок возлагает надежды на саммит АСЕАН–США, который должен быть созван в конце года. Там АСЕАН выступит с единой позицией. А пока только Вьетнаму удалось достичь с Америкой соглашения. Вашингтон снизил пошлины на вьетнамские товары с 46 до 20%.
Список Трампа предусматривает установление 36-процентных тарифов для Таиланда и Камбоджи, 32-процентных для Индонезии, 25-процентных для Малайзии и 40-процентных для Лаоса и Мьянмы.
Помимо конфронтации с США по торговле блоку придется разбираться с внутренними разногласиями. На повестке дня гражданская война в Мьянме и пограничный спор между Таиландом и Камбоджей.
Вслед за конференцией глав МИД АСЕАН должны состояться критически важные встречи членов блока с его торговыми партнерами: США, Китаем, Японией, Россией, Европейским союзом. Россию будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров, Китай – глава МИД Ван И, США – госсекретарь Марко Рубио.
Россия ведет официальный обмен мнениями с АСЕАН с 1991 года, а в 1996-м она стала одним из партнеров по диалогу. Как передал РБК, с 2002 года действует рабочая группа по торгово-инвестиционному сотрудничеству. В 2005 году в Куала-Лумпуре прошел первый саммит Россия–АСЕАН, следующие встречи на высшем уровне состоялись в 2010 году (в Ханое), в 2016-м (в Сочи) и в 2021 году (в режиме видеоконференции). Торговый оборот АСЕАН с Россией в 2022 году составил 20 млрд долл.
Прибытие Рубио в Куала-Лумпур на диалог АСЕАН–США говорит о том, что Вашингтон при Трампе не потерял интерес к Юго-Восточной Азии. На Америку некоторые члены АСЕАН продолжают смотреть как на силу, помогающую обеспечивать их безопасность. Да и рынок США продолжает их манить.
Но факт состоит в том, что крупнейшим торговым партнером АСЕАН является Китай. Растет и военное присутствие Китая в Юго-Восточной Азии и Южно-Китайском море. КНР размещает свои военные базы на спорных островах и даже создает искусственные острова для последующего строительства военных объектов на них. Все это события, с которыми члены АСЕАН не могут не считаться. Поэтому сколько бы Анвар Ибрагим ни толковал о том, что блок должен стать внушительной самостоятельной силой на международной арене, он вынужден балансировать между двумя сверхдержавами – Америкой и Китаем.