Угрозы президента США обрушить европейскую экономику с помощью тарифов очень не нравятся в ЕС и сторонникам, и противникам Дональда Трампа.
Фото Reuters
Наступают решающие дни в торговых переговорах ЕС и США. Главной новостью воскресенья, 27 июля, в Евросоюзе стала беседа в Шотландии между президентом США Дональдом Трампом и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. По ее итогам может решиться быть или не быть американо-европейской торговой войне. Трамп обещает с 1 августа ввести 30-процентные пошлины на товары из ЕС, если не получится достичь договоренности о выравнивании баланса во взаимной торговле. В ЕС есть немало скептиков, не верящих в возможность договориться. Трамп уже доказал, что является не самым предсказуемым переговорщиком.
Президент США решил совместить приятное с полезным. Свой отпуск Трамп проведет в Шотландии, где у него имеется несколько гольф-клубов. В одном из них, в городе Торнбери, и были запланированы его переговоры с фон дер Ляйен. Трамп, заядлый любитель гольфа, не только отдаст дань любимому спорту, но и сможет обсудить животрепещущие вопросы неформально, без подписания каких-либо документов, но с прояснением финальных позиций Вашингтона и Брюсселя.
В пятницу, 25 июля, фон дер Ляйен и Трамп говорили по телефону. Хотя, по признанию главы Еврокомиссии, разговор вышел хорошим, договориться окончательно, видимо, не удалось. Трамп заявил, что шансы на заключение сделки – пятьдесят на пятьдесят. В субботу же переговоры шли на уровне министров торговли. Как пишет Financial Times, разговор получился очень непростым и затянулся допоздна.
Суть разногласий проста. Трамп требует, чтобы Евросоюз покупал у США больше, а экспортировал туда – меньше. Учитывая, что добиться этого, без серьезного ущерба для экономики ЕС, невозможно, Трамп хочет воспользоваться тем, что он, похоже, считает универсальным решением всех проблем: введением пошлин. Об их размере и идет спор. С 1 августа Трамп планирует обложить единой 30-процентной пошлиной все товары из ЕС. По данным СМИ, в Еврокомиссии настаивают на компромиссном решении. Оно заключается в пошлинах в 15% на экспорт из ЕС в США, за исключением некоторых товаров, которые тогда ввозить в Америку будет просто невыгодно: в частности, авиационного оборудования и алкогольной продукции. Отдельная тема – импорт стали и алюминия в США из ЕС. Он будет регулироваться квотами, поставки сверх которых предложено обложить тарифом в 50%.
Что будет, если договориться к 1 августа не получится? Это пресс-секретарь Еврокомиссии Олоф Гилл обрисовал журналистам четко: пошлинами в размере 93 млрд евро будет обложен весь американский импорт в ЕС. Данная мера вступит в силу 7 августа. Гилл подчеркнул, что доводить дело до этого Еврокомиссия ни в коей мере не хочет. По его словам, «наш приоритет – переговоры, а не торговые войны, хотя мы и готовимся ко всем возможным сценариям».
Пятидневный отпуск Трампа в Шотландии еще до своего начала сопровождался скандалами. Его первый с момента инаугурации визит в Великобританию противники президента США решили «отметить» массовыми акциями, в которых собирались участвовать не только британцы, но и гости из стран ЕС. Полиция их ожидала сразу в нескольких городах плюс у непосредственно двух гольф-клубов Трампа. Как водится, президенту пытаются припомнить сразу все: и его решения, касающиеся внутриамериканских дел, и якобы имевшее место вмешательство в британскую политику, и, разумеется, поддержку Израиля. Однако главная претензия митингующих, конечно, связана с его упрямым стремлением говорить с европейцами языком экономических угроз. К этому в Европе не привыкли.
Тем, что Трамп использует тарифы как оружие, недовольны даже британцы, хотя как раз с Великобританией он смог договориться, причем еще в июне. Соглашения по пошлинам есть с Японией, возможно, оно скоро будет заключено с Южной Кореей. Трамп демонстрирует, что с ближайшими партнерами США он всегда сможет так или иначе найти компромисс. Проблема в американо-европейских отношениях заключается в том, что как раз ЕС в таком качестве американский президент не рассматривает, и это касается не только экономических, но и политических связей. Едва вступив на территорию Шотландии, Трамп не удержался от того, чтобы не прочитать европейским союзникам что-то типа нравоучения. Ему не понравилось увлечение европейцев производством альтернативных источников энергии и недостаточными мерами борьбы с нелегальной миграцией. Трамп призвал европейцев отказаться от ветрогенераторов, «которые портят ваши красивые поля и долины и убивают ваших птиц», и остановить «ужасное вторжение» нелегалов. То есть он призвал их сделать то, что пытается сделать в США сам. Одно это уже не предвещает легкого и быстрого достижения договоренности.