0
7732
Газета Вооружения Интернет-версия

22.06.2023 20:37:00

Корейцы погрузились в подводную тему

Фирмы Daewoo и Hyundai стали полноценными производителями и экспортерами субмарин

Вячеслав Иванов

Об авторе: Вячеслав Викторович Иванов – военный эксперт, историк.

Тэги: вооружения, южная корея, подводные лодки, производство


вооружения, южная корея, подводные лодки, производство Южная Корея освоила выпуск субмарин немецкой конструкции Type 209. Фото с сайта www.argentina.gov.ar

За тридцать лет Республика Корея (РК) прошла путь от простого копирования дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) иностранного проекта до одного из мировых лидеров по разработке и производству неатомных субмарин с анаэробной энергетической установкой и баллистическими ракетами на борту. Более того, местные фирмы выиграли конкурс в Индонезии на поставку ДЭПЛ и организацию их сборки на территории заказчика.

Рывок РК в области подводного судостроения оказался настолько мощным, что стал одним из факторов, подвигнувшим японское правительство на увеличение числа субмарин собственного флота с 18 до 22 единиц («Восходящее солнце отразилось в перископе», «НВО» от 15.06.23). Корея и Япония имеют давний спор за ряд небольших островов, но до настоящего времени он всегда решался в пользу Токио. Сегодня же, когда военный потенциал РК, особенно морская мощь, выросли до невиданных прежде размеров, ситуация может поменяться самым решительным образом.

ЛИЦЕНЗИОННАЯ ПРОГРАММА

РК приступила к программе лицензионного производства ДЭПЛ германских проектов в конце прошлого века. При этом изначально ставилась цель постепенно накопить компетенции для самостоятельной разработки и производства подобной техники в будущем. Изначально ставилась задача построить 27 ДЭПЛ в период до 2030 года.

Дело началось с Type 209, по которому РК и ФРГ заключили соглашение по организации сборки девяти лодок варианта 1200 («Германия прекратила выпуск дизель-электрических подлодок», «НВО» от 30.03.23). Корабли принимались в строй, начиная с 1993 года, включая три в новом тысячелетии.

Вторым крупным проектом стало освоение выпуска Type 214 – следующего шага в эволюции германских субмарин. Этот проект выполнен на гораздо более высоком техническом и технологическом уровне. От корейцев это потребовало значительных усилий по локализации.

Южнокорейские моряки заказали 9 кораблей по программе Son Won-Il. Первая партия из трех корпусов строилась на Hyundai Heavy Industries (HHI). К работе над второй партией было решено привлечь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), которая ранее вела сборку субмарин по германскому проекту с 2014 по 2019 год.

Вложения в программу – огромные, и пока не ясно, окажется ли программа прибыльной для южнокорейской промышленности или нет. Несмотря на большие технологические и финансово-экономические вызовы, обе фирмы преуспели в выполнении своих планов и разработали новые, не менее масштабные.

НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Третьим, завершающим этапом судостроительной программы до 2030 года стало создание на базе исходной лодки Type 214 новой модификации KSS-III, в полной мере соответствующей потребностям национальных вооруженных сил. Ее полное водоизмещение выросло с 1860 до 3750 тонн, длина – на 25 метров, экипаж с 27 до 50 человек. Подводная автономность – 20 дней.

При этом корейцы хотели выполнить основной объем проектных работ у себя в стране. Это потянуло за собой множество проблем. Тема оказалась сложной из-за необходимости решения многих вопросов с германской стороной, включая поставки бортовых систем и оборудования, интеллектуальные права, патенты и т.п. Одно время тема казалась неподъемной, но в итоге все вопросы нашли решение.

Третий этап судостроительной программы до 2030 года предполагает строительство девяти KSS-III стоимостью по 0,9 млрд долл. Они представляют носители баллистических ракет, в одном из вариантов – шести БРПЛ с дальностью полета 500 км. Строительство головного корабля Dosan Ahn Changho началось в 2014 году на DSME, он несет службу с 2019 года. Следующая пара спущена на воду, ввод в строй намечен на период с 2022 по 2024 год. Началось строительство четвертого корпуса с готовностью в 2026 году.

Насколько можно судить сегодня, РК справляется со многими вызовами на пути реализации своей судостроительной программы. В стране созданы две параллельные линии сборки лодок германского образца, на базе Type 214 создана лодка больших размеров с расширенным функционалом.

Иностранным заказчикам предлагается два экспортных варианта (DSME-2000 и DSME-3000) водоизмещением 2000 и 3300 тонн соответственно.

Словом, данный проект – не лицензионная сборка, а выращивание в стране так называемой экосистемы – полноценной научно-промышленной базы для проектирования и строительства подводных лодок.

Хотя известная степень зависимости от Германии по поставке систем и комплектующих сохраняется, Южная Корея в перспективе сможет развивать собственные проекты подлодок как для собственных нужд, так и для реализации на международном рынке.

УСПЕХ В ИНДОНЕЗИИ

Первой страной, проявившей практический интерес к корейскому предложению по подводной технике, стала Индонезия. Флот этой страны имеет подводную компоненту с начала шестидесятых годов, когда СССР передал молодой республике 12 ДЭПЛ проекта 613. После военного переворота в стране связи с Советским Союзом были разорваны, и вскоре многие виды переданной военной техники пришли в негодное состояние. Среди немногих образцов, которые долгое время продолжали эксплуатироваться, – подводные лодки. Последнюю ДЭПЛ проекта 613 списали лишь в 1990 году. Но она и сегодня служит стране в качестве весьма популярного у населения и туристов музейного экспоната.

Следующий этап развития индонезийского флота ознаменовался приобретением германских подводных лодок Type 209. По техническому уровню немецкая субмарина значительно превосходила проект 613. При этом лодка Type 209 компактна и достаточно проста. Индонезия получила из Германии Cakra и Nanggala в 1981 году.

Продолжению закупок германской продукции помешала низкая платежеспособность Индонезии.

После организации лицензионного выпуска Type 209 в Южной Корее индонезийское руководство обратилось к Сеулу с просьбой помочь с обслуживанием своих кораблей. В 2004–2006 годах фирма DSME провела ремонт Cakra с заменой батарей, переборкой двигателей и повышением возможности прицельной системы.

Затем в 2012 году ремонт прошла Nanggala с заменой гидролокатора и прицельной системы на новые. Cakra до сих пор в строю, Nanggala погибла со всем экипажем во время учений весной 2021 года.

Долгое время Индонезия изучала тему покупки новых ДЭПЛ проекта 636 и интересовалась возможностью получения лодок проекта 877 из наличия Тихоокеанского флота России. Главным вопросом был ценовой. Поскольку «Варшавянка» значительно крупнее Type 209 (полное водоизмещение 3950 тонн у проекта 636.3 против 1600) и технически выполнена на более высоком уровне, цена за единицу продукции получалась выше. Аналогичная ситуация наблюдалась и по Type 214 – новой германской лодки, отличающейся большими размерами и гораздо более совершенным корпусным насыщением.

В конце концов индонезийцы решили продолжать работу по Type 209. Только контракт 2011 года был не с германской фирмой HDW, а с корейской DSME.

Тема оказалась сложной из-за необходимости решения многих вопросов с германской стороной, включая поставки бортовых систем и оборудования, интеллектуальные права, патенты и т.п. Одно время тема казалась неподъемной, но в итоге все вопросы нашли решение. Индонезия освоила сборку Type 209 с использованием комплектующих из Южной Кореи. О вкладе германской стороны информации нет, однако вряд ли обошлось без ее участия. Хотя бы потому, что индонезийские лодки – варианта 1400, а все собранные в Корее – варианта 1200.

Специалисты Daewoo организовали сборку трех лодок на индонезийской верфи, они вошли в строй в 2017 (Nagapasa), 2018 (Ardadedali) и 2021 (Alugoro) годах.

Власти Южной Кореи и Индонезии придают большое значение региональной кооперации азиатских стран Тихоокеанского бассейна. Это тоже играет свою роль по теме Type 209. Помимо того правительство в Джакарте настойчиво ищет пути раскрыть демографический потенциал своей страны, в том числе путем организации лицензионного производства военной техники. В будущем нельзя исключать ситуации, при которой Индонезия будет строить на экспорт подлодки германского типа либо их южнокорейские варианты, а также участвовать в широкой международной кооперации.

КОНКУРС В ИНДИИ

После успеха в Индонезии судостроители Южной Кореи решили попробовать свои силы в международном конкурсе индийского Министерства обороны на новые подлодки Project 75I («Париж и Москва сошлись в подводной битве», «НВО» от 12.01.23). Сеул предложил Дели рассмотреть проект KSS-III.

Данное предложение вызвало известный переполох, поскольку считалось, что проект KSS-III предназначен исключительно для внутреннего потребления. Он появился в результате развития германского проекта торпедной лодки Type 214, документация на который была передана Южной Корее. Сначала там выпускались субмарины по немецкому образцу, а затем – их модификации на более полное соответствие требованиям флота.

Проект KSS-III представляет значительный шаг вперед в плане развития конструкции и функционала базовой лодки. Головной корабль данного типа – Dosan Ahn Changho («Досан Ан Чханхо»), введенный в строй в 2021 году, является единственной действующей неатомной подводной лодкой с универсальными установками вертикального пуска (УУВП). Оценочно диаметр ячейки УВП составляет около метра, в ней могут размещаться 2–4 крылатые ракеты типа Haesong-3 диаметром 533 мм или одна баллистическая ракета типа Hyunmoo-2 диаметром около 900 мм.

В настоящее время только две страны мира строят дизельные лодки с баллистическими ракетами: Северная Корея и Южная. Одно время Россия предлагала лодки Амур-1650 и Амур-950 в варианте с дополнительным ракетным отсеком с вертикальными шахтами, предназначенными для крылатых ракет семейства «Яхонт» – «Брамос». Надеялись, что ими заинтересуется Индия, но этого не произошло. Другие страны также не проявили энтузиазма. Хотя оба проекта порой выставляются на международных выставках в виде масштабных моделей, они потеряли актуальность.

На этом фоне предложение KSS-III в индийском тендере выглядит интригующе. Тем более что по формальным признакам южнокорейское предложение в полной мере удовлетворяет условиям конкурса (и в большей, чем все другие, поступившие от иностранных участников), причем наличие на борту баллистических ракет не входит в число обязательных условий индийской стороны. Если в конкурсе Project 75I победит предложение по KSS-III, а местная промышленность реализует предоставленную ей возможность, международный рынок подводных лодок вновь пополнится сектором неатомных субмарин с вертикальными шахтными пусковыми установками для баллистических ракет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Президент Южной Кореи может встретить утверждение импичмента уже за решеткой

Президент Южной Кореи может встретить утверждение импичмента уже за решеткой

Геннадий Петров

Конституционный суд страны скоро проверит законность отрешения Юн Сок Ёля от должности

0
1854
ЕС одобрил 15-й пакет антироссийских санкций...

ЕС одобрил 15-й пакет антироссийских санкций...

Юрий Паниев

Парламент Южной Кореи объявил импичмент президенту

0
4508
Премиальным колесам добавили прочности

Премиальным колесам добавили прочности

Ярослав Вилков

Новейший алюминиевый сплав для люксовых машин и автоспорта успешно внедрен в производство

0
3654
Канада объявила о военных амбициях в Арктике...

Канада объявила о военных амбициях в Арктике...

Юрий Паниев

В Румынии аннулировали результаты президентских выборов

0
7671

Другие новости