Предприятия авиационной промышленности первыми оценили положительный опыт использования цифровых технологий. Фото с сайта www.irkut.com
В наши дни многие фантастические идеи становятся реальностью. Благодаря использованию новых цифровых и интернет-технологий появилась концепция развития умного производства, предусматривающая, что умное оборудование на умных предприятиях будет самостоятельно передавать и получать необходимую для работы информацию, перенастраивать и оптимизировать производственные мощности. В полной мере это относится и к предприятиям оборонной промышленности. Цифровые технологии радикально меняют и характер управления вооруженными силами в мирное и военное время. В результате на одном из заседаний Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент РФ Владимир Путин был вынужден подчеркнуть, что «формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России».
Основой для амбициозной программы ускоренной цифровизации России послужили такие идеи, как, например, концепция «Интернет вещей» (ИВ) – IoT (Internet of Things). Это не Интернет в привычном понимании, а концепция оснащения физических предметов («вещей») встроенными технологиями для взаимодействия между собой или с внешней средой с целью уменьшения или исключения участия человека. Автоматические датчики и средства управления, называемые сенсорами, просты в использовании и имеют низкую себестоимость, что позволяет их использовать повсеместно – от бытовой техники до самых сложных образцов вооружения.
Накопленный в мире опыт внедрения ИВ показывает, что переход на концепцию ИВ позволяет оперативно и с минимальными затратами реализовывать сколь угодно сложные сквозные полностью автоматизированные процессы управления, охватывающие множество различных автоматизированных информационных систем управления (АСУ) различных предприятий и организаций (например, Министерство обороны) и задействующие множество различных устройств, что при использовании традиционного подхода к автоматизации в большинстве случаев невозможно реализовать в реальные сроки и при разумных расходах.
Многие отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса понимают перспективы развития ИВ. Так, производители бронетанковой техники уже предлагают покупателям системы удаленного сервисного обслуживания и контроля, позволяющие информировать командование войск о состоянии техники и ее технической готовности, о запланированных и выполненных работах, а также о потребностях в запасных частях. В свою очередь, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намерена использовать технологию ИВ при сборке нового транспортного самолета Ил-76МД-90А (Ил-476). По словам представителей ОАК, автоматизация производства позволит стыковать фюзеляж, состоящий из трех отсеков, и собирать планер в течение нескольких часов вместо дней или недель, как происходит сегодня. Большая часть операций по сборке военных самолетов будет роботизирована, и процесс сборки будет меньше зависеть от рабочих с редкой для промышленности квалификацией.
Концепция ИВ применима и для российских Вооруженных сил (ВС) и несет в себе очень серьезный технико-экономический эффект, потому что высокотехнологичная армия должна достичь такого уровня автоматизации, который дает преимущества перед вероятным противником в принятии решений. В современном мире это можно обеспечить только автоматизацией и созданием систем на основе искусственного интеллекта. Также с помощью цифровых технологий повышается оперативность и безопасность большого количества обслуживающих функций, поддерживающих армейский быт.
В рамках военного ведомства с использованием новейших информационных технологий был создан Национальный центр управления обороной РФ. Все информационные потоки сводятся в единое русло, что дает возможность в реальном масштабе времени на конкретный час и даже минуту знать обстановку по всей глубине построения войск – от передовых подразделений ВС до объектов инфраструктуры Минобороны. Кроме того, речь идет об обеспечении постоянного контроля всех мероприятий, проводимых в министерстве, в армии и на флоте. А еще – о подготовке предложений для принятия решений руководством страны и командованием ВС. Это необходимо при резком изменении обстановки, в так называемое время «Ч». Центр занимается и оборонной промышленностью. В режиме реального времени отслеживаются и координируются все этапы изготовления и ремонта техники, начиная с заключения госконтракта и запуска изделий в производство и заканчивая поставкой конкретного образца вооружения в конкретную воинскую часть.
Стремительному распространению ИВ способствует развитие машинного интеллекта и сетевых коммуникаций, причем «вещи» приносят больше пользы, когда они активно обмениваются информацией друг с другом. Это касается и интеллектуальной техники на полях боевых сражений – «Интернета боевых вещей» (Internet of Battle Things – IoBT), Обмениваясь данными, такие «вещи» могут быть полезны солдатам в бою.
С другой стороны, внедрение указанных технологий в ВС РФ создает и потенциальную угрозу информационной безопасности страны. Так, уровень потребления воинской частью энергоресурсов или довольствия может стать демаскирующим признаком, а значит, эту информацию можно передавать в Национальный центр управления обороной только по защищенной сети.
Учитывая то, как будет меняться парадигма боевых действий уже в ближайшей перспективе, когда противоборство сторон окончательно переместится в киберпространство, от уровня развития и защищенности национальных сетей будет напрямую зависеть боевая мощь нашей страны. Именно информационные технологии выйдут на первый план и станут одним из ключевых критериев конкурентоспособности и залогом успеха как во время боевых действий или в угрожаемый период, так и в экономике мирного времени. И главное здесь для нас – не отстать от наших вероятных противников и соперников.
комментарии(0)