Депутат Иван Винник объяснил Раде, зачем нужно блокировать интернет-ресурсы. Фото с сайта www.rada.gov.ua
Вчера пресс-служба СБУ сообщила о задержании группы «подконтрольных российской стороне граждан Украины», которые готовили информационную провокацию. Эта новость в очередной раз актуализировала споры о мерах по защите информпространства. В Верховной раде уже почти год готовят соответствующий законопроект – «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере».
Документ был внесен в повестку дня украинского парламента в конце июня, но депутаты не успели рассмотреть его. Отложили, договорившись вернуться к вопросу до парламентских каникул, то есть в ближайшие две недели. Формально законопроект направлен на противодействие киберугрозам и технологическому терроризму. Год назад, когда о документе стало известно, обсуждалась необходимость блокировать интернет-ресурсы, при помощи которых извне может осуществляться вмешательство в работу сайтов госструктур, в системы управления стратегических предприятий и т.д.
В сопроводительных документах к законопроекту сказано также о других угрозах – «действиях, направленных на нарушение общественного порядка, запугивание населения, провокации военного характера…». Эксперты обратили внимание на то, что под эти определения могут подпасть некоторые интернет-издания. «Во время войны репортаж из зоны боевых действий можно отнести к категории «запугивания населения». А критику власти (в период предвыборной кампании) вполне можно записать в колонку «дестабилизации внутренней ситуации», – сказал ранее «НГ» один из экспертов.
Ситуация несколько запуталась, поскольку часть информационных ресурсов должна быть заблокирована согласно санкционному списку, утвержденному Советом нацбезопасности и обороны. В мае прошлого года был обнародован список запрещенных в Украине сайтов, в который попали крупнейшие российские СМИ. В июне с.г. издание «Страна» сообщило, что СБУ отправила провайдерам новый список для блокирования доступа. В нем якобы содержится перечень около 200 сайтов, среди которых СМИ ДНР и ЛНР, некоторые российские СМИ, другие ресурсы. Эту информацию официально не подтвердили и не опровергли, но крупнейшие провайдеры уже заблокировали доступ к ряду сайтов.
Новый законопроект предлагает упорядочить эту процедуру. В нем сказано, что субъекты хозяйствования, которые используют международные каналы электросвязи, обязаны за свой счет закупить и установить технические средства, необходимые для блокирования доступа к информресурсам. Техника должна соответствовать требованиям администрации Госслужбы спецсвязи и защиты информации Украины, а также СБУ. Те, кто не закупит требуемое оборудование, должны будут «осуществлять пропуск трафика на договорных условиях исключительно до/от телекоммуникационных сетей субъектов хозяйствования, у которых есть такие технические средства». То есть мелкие операторы будут технически подчинены крупным компаниям.
Те, в свою очередь, смогут молниеносно блокировать сайты. Непосредственное указание, как считают депутаты, должна давать СБУ, которая, видимо, получит доступ к новому оборудованию провайдеров. Основанием для блокирования в законопроекте названо решение следственного судьи (по ходатайству следователя и с согласия прокурора или по ходатайству прокурора) или решение суда (по ходатайству прокурора) и, кроме того, решение Совета нацбезопасности и обороны, принятое в соответствии с украинским законом «О санкциях». Однако в некоторых случаях блокирование может быть осуществлено без формальностей, допускают депутаты.
Один из авторов законопроекта, представитель правящей коалиции в Верховной раде Иван Винник сказал изданию «Левый берег», что в Украине можно без решения суда задержать гражданина на 72 часа. Значит, в определенных обстоятельствах можно и заблокировать доступ к интернет-ресурсу. «А что делать с ресурсом, который, например, транслирует парад в так называемой ДНР, где призывают убивать украинцев?.. Что делать с ресурсом вроде того, который в прошлом году через программное обеспечение электронного администрирования распространил вирус petya? Или что делать с 15 тыс. IP-адресов серверов, которые через украинских провайдеров Интернета в конце 2017 года осуществили атаку на сервер казначейства с целью сорвать выплату пенсий перед Новым годом?» – прибавил он.
Представитель Украинского киберальянса Шон Таунсенд в комментарии тому же изданию ответил на вопрос депутата рекомендацией пользоваться антивирусной защитой, своевременно обновлять операционную систему, разработать резервное копирование, в конце концов, обучить госслужащих мерам кибербезопасности. По его мнению, попытка «блокировать по IP-адресам» может привести к случайному блокированию сотен и даже тысяч других сайтов. Появятся и возможности для новых злоупотреблений – от устранения конкурентов до нейтрализации неугодных СМИ.
Противники нового законопроекта заявляют, что в Украине собираются создать аналог «Роскомнадзора», деятельность которого в Киеве не раз критиковали. Теперь предполагается возложить на Нацкомиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере связи и информатизации, обязанность создать и вести Единый реестр исполнения судебных решений и применения санкций в сфере телекоммуникаций. Эта же структура вместе с Госслужбой специальной связи и защиты информации будет следить за тем, выполняют ли провайдеры решения о блокировании. А в случае нарушений – налагать штрафы (на сумму от 1 до 5% годовой прибыли компании-нарушителя).
Представители власти опровергают предположения о том, что новый законопроект – это попытка взять под контроль интернет-ресурсы. На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Павел Климкин в интервью «Интерфакс-Украина» предложил крупным и авторитетным международным компаниям присоединиться к Украине «в противодействии российским киберугрозам и пропаганде». Он заявил: «Россия будет использовать Украину как полигон для отработки своих гибридных методов… После наших (украинских. – «НГ») выборов будут выборы в США, других странах, а помогая нам, они помогут и себе».
Сегодня в Институте Горшенина в Киеве состоится круглый стол, участники которого обсудят новый законопроект. Одни считают, что он направлен на защиту национальных интересов и что западные структуры поддержат Украину в этой сфере. Другие говорят, что он является средством борьбы со свободой слова, а это не приветствуется на Западе. В последнее время в Украине все чаще разгораются споры о правах журналистов. Тех, кто критикует власть, зачастую относят к «пятой колонне». Но, например, главред РИА «Новости-Украина» Кирилл Вышинский был задержан не за информационное наполнение сайта, а за его работу в Крыму в поддержку России.
Споры о свободе прессы и полномочиях государства ограничивать эти свободы разгорелись с новой силой. Вчера появились новые поводы для обсуждения этой темы. Пресс-служба СБУ сообщила о разоблачении «подрывного центра», который намеревался 1 июля сорвать презентацию первого крымско-татарского фильма-сказки «Хидир-деде». По данным СБУ, провокаторы собирались устроить акцию протеста, разбросать листовки, облить зеленкой авторов фильма. В зависимости от того, как пресса освещает события, журналистов зачастую делят на «патриотов» и «пособников врага».
Новый законопроект теоретически должен дать четкий ответ на острые вопросы.
Киев
комментарии(0)