Депутаты Рады выполнили требования пикета за языковой закон. Фото с сайта www.rada.gov.ua
Одним из последних документов, которые Петр Порошенко подпишет в статусе президента Украины, станет закон о государственном языке. Верховная рада приняла его 25 апреля, установив рекорд по длительности рассмотрения поправок. Как в итоге выглядит текст, сейчас известно только депутатам.
Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», по идее, должен был создать четкие рамки применения прописанной в Основном законе страны нормы о том, что единственным государственным языком в Украине является украинский язык. Что это означает на практике, когда и где нужно общаться на украинском, какие санкции грозят нарушителям – все это депутаты внесли в законопроект.
В первом чтении он был принят в начале октября и вызвал много нареканий. Часть оппозиции требовала ужесточить нормы. Другая часть (так называемый пророссийский лагерь) заявляла о нарушении прав нацменьшинств, к которым относятся и русские. Депутаты подали к законопроекту более 2 тыс. поправок. С 1 марта Верховная рада начала рассматривать эти предложения. И до 25 апреля занималась только поправками к закону о государственном языке.
Поскольку рекордно длительное рассмотрение совпало с заключительным этапом предвыборной кампании, многие депутаты не очень внимательно отнеслись к процедуре рассмотрения поправок. Руководитель парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий, который представлял законопроект, признал, что из-за разрозненных поправок «была нарушена целостная структура текста». Чтобы исправить ситуацию, он предложил депутатам все же принять целый пакет поправок одним голосованием. Княжицкий перечислил номера поправок и сказал, что текст был роздан депутатам перед голосованием. Кроме них, никто не мог сказать, о каких нормах идет речь.
Но для многих это не имело значения. Как заметил председатель Верховной рады Андрей Парубий, голосовать как можно скорее требовалось, чтобы Петр Порошенко в статусе президента успел подписать и ввести в действие новый закон. Как известно, защита украинского языка стала одним из лозунгов предвыборной кампании Порошенко: «Армия. Язык. Вера». 21 апреля вечером, узнав предварительные результаты второго тура выборов, президент Украины сказал своим сторонникам: «Наша команда будет защищать украинский язык… Если Верховная рада на следующей неделе утвердит закон о языке, я буду счастлив и горд, что как президент буду иметь возможность его подписать. И точно подпишу».
При обсуждении в Верховной раде представители коалиции и прозападной части оппозиции отмечали, что вопрос применения государственного языка относится к сфере нацбезопасности. Общий подход команды Порошенко изложил в своем блоге вице-премьер Вячеслав Кириленко. По его мнению, «российский имперский миф» всегда строился на том, что «нет никаких украинцев, потому что у них, мол, даже языка своего нет. А если и есть, то они сами его не уважают». Новый закон о государственном языке, как считает вице-премьер, «мягко, постепенно, но необратимо обеспечит присутствие и применение украинского языка как ключевого маркера украинской идентичности во всех сферах общественной жизни». И тем самым гарантирует украинскую независимость, полагает Кириленко.
В парламентском зале звучали подобные тезисы. «Если мы сейчас не примем этот закон, то через несколько лет российские паспорта будут выдавать по всей территории Украины. Не бывает успешных государств без государственного языка», – заявил Николай Княжицкий. Председатель парламента Андрей Парубий напомнил депутатам, что за последние 400 лет украинский язык 120 раз попадал под запрет. В советский период истории Украины происходила русификация. «Нужно помнить, что Путин борется за сердца и умы украинцев. А потом приходят танки…» – убеждал Парубий.
Споры в зале проходили спокойно. Одни депутаты цитировали слова украинских классиков о значимости родного языка для самоидентификации нации. Другие призывали товарищей опомниться. «Это закон не о защите государственного языка, а о запрете на использование других языков. Это провоцирует раскол в обществе», – заявил лидер «Оппозиционного блока» Александр Вилкул. Николай Княжицкий заверил, что о запрете речь не идет. Новый закон касается только официальной сферы общения и не затрагивает частную жизнь (в том числе разговоры между гражданами в публичных местах). Он отметил, что через полгода парламент планирует принять еще один закон – о защите языков нацменьшинств и коренных народов.
Но через полгода в Украине запланированы парламентские выборы. Вряд ли Верховная рада будет заниматься чем-то другим. Так что на ближайшее время в стране будет действовать только закон, принятый 25 апреля.
Он предполагает, что все чиновники в Украине обязаны знать государственный язык (при приеме на работу потребуется сдать экзамен в специально созданном центре), общаться на нем, вести документооборот. Это же касается правоохранительных органов, судов, медицинских учреждений и т.д. В сфере услуг сотрудникам разрешено отвечать на том языке, который удобен клиенту.
Система образования будет полностью переведена на украинский язык. Только в детсадах и начальной школе предполагается сохранить группы и классы с обучением на языках нацменьшинств (с постепенным изучением украинского). Правда, депутаты решили на несколько лет сохранить за выпускниками право сдавать тесты Внешнего независимого оценивания не только на украинском, но также на некоторых языках нацменьшинств. В системе высшего образования останется только украинский.
Предполагается увеличить время вещания на украинском для телевидения и радио, обязать государственные театры ставить спектакли только на украинском (произведения на других языках должны сопровождаться титрами на украинском), на государственном языке должны будут проводиться все массовые мероприятия. Закон предполагает обязательные тиражи книг, газет и журналов на государственном языке.
В Украине будет введена уголовная и административная ответственность за нарушение норм закона. В первом случае наказание предусмотрено за публичное унижение государственного языка – по тому же принципу, что и наказание за надругательство над национальными символами (флаг, герб). Во втором случае предусмотрены штрафы (от 150 до 500 долл. – в пересчете) за такие нарушения, как, например, отказ чиновников общаться с гражданами на государственном языке. Пожаловаться на нарушение закона можно будет в офис уполномоченного по защите государственного языка, который еще предстоит создать. Под вопросом, будет ли создана система языковых инспекторов. Ко второму чтению эту норму убрали из текста закона, но при обсуждении поправок она снова звучала. Перед голосованием Княжицкий уточнил только, что введение административной ответственности решено было отложить на три года: «За это время во всех областях будут созданы центры, которые будут обучать украинскому языку».
Голосование 25 апреля прошло второпях. В зале находились третий президент Украины Виктор Ющенко и почетный патриарх Филарет (создавший Украинскую православную церковь Киевского патриархата, в которой богослужения с 1990-х проводились на украинском языке). На заседание парламента пришли украинские писатели, поэты, певцы, общественные активисты, участники АТО. У здания Верховной рады собралось несколько сотен студентов и членов праворадикальных организаций, которые требовали от депутатов проголосовать за закон.
Пока шла подготовка к голосованию, Николай Княжицкий предложил утвердить десятки поправок, которые позволяют вернуть документу целостный и системный характер. После почти двух месяцев рассмотрения суть поправок, повторно вынесенных на голосование, не уточнялась. Но из-за них было не одно, а три голосования подряд: вначале 270 депутатов поддержали решение вернуться к списку поправок; затем 277 голосов было отдано за то, чтобы принять весь этот список целиком, без повторного обсуждения. И наконец, 278 депутатов проголосовали за то, чтобы принять закон.
Петр Порошенко сразу же заявил, что подпишет закон: «Расцвет украинского языка после веков тотальной русификации – это миссия, которую нам предстоит завершить. Уважение прав людей, которые говорят на русском и других языках, – это тоже важно. Это европейская практика, которой мы неуклонно придерживаемся и будем придерживаться».
Избранный президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал ситуацию в соцсети: «Украинский язык – единственный государственный язык в Украине. Так было, так есть и так будет. По этому вопросу – никаких компромиссов. Государство должно заботиться о развитии украинского языка, о расширении сферы его использования». После этой констатации Зеленский задал вопрос о методах, которыми действует власть, и отметил: «Моя принципиальная позиция – государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний, осложнением бюрократических процедур, умножением количества чиновников вместо их сокращения».
Киев
От редакции:
Авторы российского политического Telegram-канала«Мюсли вслух» отмечают, что избранный президент Зеленский выпустил «осторожное заявление» именно в Telegram-канале который называется «Команда Зеленського»: «Он пообещал после вступления в должность провести тщательный анализ закона - соответствует ли он Конституции Украины? Ничего более он не обещает. Смотреть, как Зеленский, с трудом говорящий по-украински, не рискует возразить против закона, запрещающего ему обращаться к избирателям на своём родном языке, конечно же, занятно. Но у языкового закона есть и более существенное значение. Украинское государство много лет объясняет своим русскоязычным гражданам, что оно им чужое. Новый закон, бесспорно, сильный шаг в этом направлении».
«Решение украинских властей о запрете на официальное использование русского языка парадоксальным образом играет против внешних интересов Нэньки, по крайней мере – в части коммуницирования с про-свидомой российской общественностью, - пишут также авторы канала «Мышь в овощном». - Выстраивание в глазах окружающих картины успешного государства, сбросившего оковы тирании и на всех парах мчащегося в Европу, подразумевает использование соответствующих информационных инструментов. Украинский язык к таковым не относится».
комментарии(0)