0
12947
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.11.2015 00:01:00

Сирийский конфликт: рискованная повестка для постсоветских государств

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валериевич Караваев – политолог, научный сотрудник Института экономики РАН.

Тэги: сирия, конфликт, снг, одкб, коалиция, политическое урегулирование


сирия, конфликт, снг, одкб, коалиция, политическое урегулирование Фото Reuters

Сирийский кризис, казалось бы, должен был объединить партнеров и военных союзников России в СНГ вокруг общей стратегии. Во всяком случае, эти ожидания строились не на пустом месте. Борьба с терроризмом и купирование наркотрафика являлось едва ли не главной действующей скрепой, объединяющей структуры безопасности СНГ и ОДКБ. По этим темам в отличие от многих других наблюдалась практически полная консолидация и на словах, и в плане координации работы ведомств, пусть и не вполне эффективной. Однако не срослось… 

Итоги последних саммитов ОДКБ и СНГ, если судить по скупым официальным заявлениям, не привели к формированию четкой коллективной линии расширения поддержки Москвы. Двустороннее сотрудничество с нашими партнерами по-прежнему оказывается более эффективным способом взаимодействия, следовательно, более приоритетным. По существу, единственным примером более или менее внятного политического партнера в сирийской повестке Москвы остается Астана. В Казахстане проведено два раунда встреч управляемой сирийской оппозиции, в принципе не отвергающей необходимость военной поддержки президента Сирии Башара Асада. Кроме того, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сам пытается определить интересы своей страны в раскладах вокруг ближайшего будущего сирийского кризиса. В ходе поездки в Катар он имел возможность из первых уст узнать позицию ведущего игрока этого процесса и донести идеи Москвы. Насколько это эффективно и значимо с точки зрения Кремля, сказать трудно, но сам факт на фоне остального безмолвия уже заслуживает оценки.

Понятно, что, с одной стороны, Кремль не рассчитывал в СНГ на «второй фронт» – у наших партнеров нет достаточных материально-технических ресурсов, в этом смысле Москва понимает ограниченность возможностей ОДКБ и других членов СНГ. С другой стороны, Москва не отказалась бы от четкой коллективной политической поддержки ее сирийской кампании. Возможно, была надежда, что консолидированная позиция сложится по региональной повестке в связи с давлением исламистских группировок как внешнего, так и внутреннего для СНГ генезиса. Однако и здесь не нашлось единства. Конкретные предложения усилить южный рубеж СНГ по линии Туркмения–Узбекистан–Таджикистан повисают в воздухе.

В Москве не исключают сценарий, при котором российские пограничники могли бы вернуться на отдельные участки таджикско-афганской границы спустя 10 лет после ухода. Однако Душанбе пока настаивает только на увеличении техпомощи в рамках двустороннего сотрудничества с Россией по линии ОДКБ или по линии СНГ (в рамках утвержденной на саммите Программы сотрудничества государств Содружества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы). Узбекистан также предпочитает получать от России лишь техническую помощь (членство в ОДКБ Ташкент приостановил). При этом разнообразную помощь Узбекистану для борьбы с радикальными исламистами оказывают из США. Туркмения вообще отказывается от разговора с Москвой на эту тему, при этом непублично запрашивая поддержки в Вашингтоне…

И все-таки какая роль, по видению Москвы, может быть у ее постсоветских союзников в деле сирийского урегулирования? План Путина в отношении большой «российской коалиции», претендующий в том числе на тезисы к исламской внешней политике РФ, наиболее объемно изложен в речи на заседании дискуссионного клуба «Валдай». В целом он сводится к трем позициям.

Прежде всего необходимо создать разноуровневую (по степени участия: от политической до военно-технической) коалицию из широкого круга государств, в первую очередь исламских, заинтересованных в урегулировании.

Одновременно с этим организовать различные международные площадки для политического обсуждения лидерами государств и исламского духовенства проблем урегулирования (по типу Астаны). Основная задача – «четко провести грань между истинным исламом, ценности которого – это мир, семья, благие дела… и той ложью, ненавистью, которую сеют боевики, прикрываясь исламом».

Наконец, создать коалицию стран-доноров, способных разработать и реализовать «дорожные карты» по экономическому, социальному и гуманитарному возрождению Сирии и региона.

При таком варианте мягкого участия не исключено, что ОДКБ и СНГ (прежде всего в лице Азербайджана, Узбекистана и Туркмении) займет более активную позицию. Тем не менее на сегодняшний день союзников и партнеров России из группы постсоветских государств тормозят опасения роста влияния Москвы на их политику и более объективные ограничения. В частности, их тревожат риски втягивания во внешние конфликты высокой интенсивности, которые они не смогут контролировать. Это заметно даже по ОДКБ: они не готовы испытывать на прочность свою внешнюю политику вступлением в такую серьезную штормовую линию напряжения всего аппарата государственной власти. Ведь сирийский вопрос для постсоветских исламских государств отнюдь не абстрактный. Тема участия в антитеррористической коалиции в Сирии – это вопрос внутренних общественных дебатов, достаточно острых. Не все партнеры России готовы рисковать своей внутренней стабильностью ради рискованных внешнеполитических приобретений.

Наконец, немаловажный фактор: наши союзники ждут четких сигналов от результатов договоренностей России с США по сирийскому вопросу. А сигналы, несмотря на определенный оптимизм, поступают пока противоречивые. Возникает вопрос: как отнесутся к такой поддержке России в США? Не лучше ли пока подождать, а то и сыграть на противоречиях? Не будем забывать, что постсоветские исламские государства находятся под достаточным влиянием идей тюркской солидарности. Как изменится политика Анкары после парламентских выборов 1 ноября? Учитывая роль Турции в этом конфликте, этот фактор также влияет на решения наших партнеров.

Таким образом, Москве даже в таком очевидном вопросе, как сирийский кризис, снова приходится учитывать сложности внутренних раскладов постсоветских государств и не рассчитывать на широкую коалицию даже из числа своих региональных союзников.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1094
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
774
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
879
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
934

Другие новости