0
2334
Газета Культура Интернет-версия

28.05.2018 22:27:00

Минкульт выступил за ужесточение наказания вандалам

Проблема охраны музеев тянется уже несколько лет

Тэги: музей, картина, репин, вандализм, власть, охрана, минкультуры


музей, картина, репин, вандализм, власть, охрана, минкультуры На фото - то самое место, где висела картина Репина, поврежденная вандалом

Судебное заседание по делу вандала, повредившего в пятницу в Третьяковской галерее репинскую картину "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", состоится во вторник. Напомним, на 37-летнего жителя Воронежа заведено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия..."). Сегодня в Третьяковской галерее прошел брифинг, на котором представители музея и Минкультуры говорили о дальнейших необходимых мерах.

Директор ГТГ Зельфира Трегулова сравнила вандализм с терроризмом: "Событие страшное и пугающее. Оно говорит о невероятной степени агрессии". Замминистра культуры Владимир Аристархов начал с того, что ведомство настаивает на "максимально суровом наказании". И в музее, и в Минкультуры говорят, во-первых, о необходимости законодательного ужесточения наказания за вандализм. Аристархов напомнил, что "согласно действующему законодательству (статья 243 УК РФ), уничтожение или повреждение объектов культурного наследия наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".

Во-вторых, в музеях нужно увеличить число постов Росгвардии, на сегодняшний день недостаточное. Это, в свою очередь, возвращает к давней проблеме охраны музеев, которая тянется уже несколько лет. В 2015 году, когда в "Манеже" громили выставку Вадима Сидура, удалось отстоять полицейскую охрану лишь для федеральных музеев, но тогда же из-за оптимизации количество постов сократилось: по словам Аристархова, сегодня дефицит сотрудников Росгвардии в охране музеев - около 1000 человек.

Сейчас полотно Репина находится в реставрационной мастерской живописи в ГТГ. В результате трех ударов повреждена живопись на одеждах царевича, авторская рама - лица и руки на холсте не задеты. Но холст прорван в трех местах, есть осыпи красочного слоя, от осколков стекла остались царапины, прорвана защита с обратной стороны - и нужны дальнейшие исследования... Реставрацию полотна оплатит Сбербанк (по предварительным оценкам, может быть выделено 5-10 млн рублей), который готов и обеспечить потом безопасное экспонирование полотна в бронированном боксе.

Случай этой работы - особый: репинское произведение, уже, как известно, подвергавшееся вандализму в 1913 году, очень хрупкое и не покидает стен зала Репина (единственный раз картину вывозили во время Второй мировой войны - в эвакуацию). В силу уязвимости - в ГТГ говорили о слабой связи грунта с красочным слоем - его бы не стали перемещать даже на ретроспективу художника, которую готовят в Новой Третьяковке на будущий год. В 1996-м для "Ивана Грозного..." по спецзаказу в Европе изготовили специальное стекло - но не антивандальное, а защищавшее работу от температурно-влажностных колебаний - и антибликовое. В такие стекла за несколько лет "одели" сотни произведений в ГТГ, и процесс продолжается.

С вандализмом сталкиваются многие музеи мира. Нападали на "Джоконду" Леонардо, которая сейчас находится в Лувре в нише с пуленепробиваемым стеклом. На рембрандтовский "Ночной дозор", теперь в Рейксмузеуме около него, как напомнила Зельфира Трегулова, дежурят два охранника. На "Венеру перед зеркалом" Веласкеса в Национальной галерее в Лондоне, на "Пьету" Микеланджело в соборе святого Петра. На "Данаю" Рембрандта в Эрмитаже, которая теперь находится под бронированным стеклом.

Сложность с защитой произведений искусства состоит и в том, что, по словам главного хранителя ГТГ Татьяны Городковой, климатические и антивандальные стекла в основном используют для защиты небольших работ. При этом если у произведения есть рама, это осложняет дело, ведь не всякое стекло можно в нее вставить, - и тогда нужна уже специальная капсула, куда помещают картину, а перед ней помещают такое антибликовое и антивандальное стекло. Антивандальное стекло очень тяжелое, и его иногда попросту нельзя вмонтировать в раму, поэтому, например "Весна" и "Рождение Венеры" Боттичелли в Уффици помещены в огромные капсулы. В России таких стекол нет, и если их изготавливать на заказ, а речь идет о десятках тысяч евро за кв. м, то только на спонсорские средства, которые нужно искать.

В музеях давно говорят о том, что публика сегодня изменилась, что к новому поколению нужен новый подход, что у нового поколения другой способ восприятия информации - и публике идут навстречу. Но сейчас заговорили о другой стороне процесса: публика изменилась и в том смысле, что чувствует себя в музеях вольготнее, Татьяна Городкова говорит о размывании границ между социальным и музейным пространством, о потере музеями статуса сакральных пространств.

Свое обращение в связи со случившимся готовит Союз музеев России, проблема вандализма будет обсуждаться и в рамках стартующего в конце недели фестиваля "Интермузей".

На вопрос с "НГ" о возможностях точечной защиты экспонатов внутри Третьяковской галереи Татьяна Городкова ответила: "Мы уже составляем списки произведений в постоянной экспозиции, которые стояли на очереди, а сейчас мы эту очередь будем максимально сдвигать. Потому что у нас есть первый список, второй и т.д. Постараемся оценить степень риска. Вот висит без стекла картина "Не ждали", например. Но у нас масштабы коллекций колоссальные. Сейчас, я думаю, появится много организаций, которые захотят помочь в финансировании. Застекление картин - непростая ситуация. Истории разные. Есть картины, которые вообще стеклить нельзя, там лак начинает разлагаться... Но то, что мы делали, будем делать ускоренными темпами и в большем объеме". 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей представил неизвестную часть собрания знаменитого коллекционера

0
2231
 ВЫСТАВКА  Образ и слово. Искусство советского плаката

ВЫСТАВКА Образ и слово. Искусство советского плаката

0
1936
Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
6352
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
6224

Другие новости