На фото - то самое место, где висела картина Репина, поврежденная вандалом
Судебное заседание по делу вандала, повредившего в пятницу в Третьяковской галерее репинскую картину "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", состоится во вторник. Напомним, на 37-летнего жителя Воронежа заведено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия..."). Сегодня в Третьяковской галерее прошел брифинг, на котором представители музея и Минкультуры говорили о дальнейших необходимых мерах.
Директор ГТГ Зельфира Трегулова сравнила вандализм с терроризмом: "Событие страшное и пугающее. Оно говорит о невероятной степени агрессии". Замминистра культуры Владимир Аристархов начал с того, что ведомство настаивает на "максимально суровом наказании". И в музее, и в Минкультуры говорят, во-первых, о необходимости законодательного ужесточения наказания за вандализм. Аристархов напомнил, что "согласно действующему законодательству (статья 243 УК РФ), уничтожение или повреждение объектов культурного наследия наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Во-вторых, в музеях нужно увеличить число постов Росгвардии, на сегодняшний день недостаточное. Это, в свою очередь, возвращает к давней проблеме охраны музеев, которая тянется уже несколько лет. В 2015 году, когда в "Манеже" громили выставку Вадима Сидура, удалось отстоять полицейскую охрану лишь для федеральных музеев, но тогда же из-за оптимизации количество постов сократилось: по словам Аристархова, сегодня дефицит сотрудников Росгвардии в охране музеев - около 1000 человек.
Сейчас полотно Репина находится в реставрационной мастерской живописи в ГТГ. В результате трех ударов повреждена живопись на одеждах царевича, авторская рама - лица и руки на холсте не задеты. Но холст прорван в трех местах, есть осыпи красочного слоя, от осколков стекла остались царапины, прорвана защита с обратной стороны - и нужны дальнейшие исследования... Реставрацию полотна оплатит Сбербанк (по предварительным оценкам, может быть выделено 5-10 млн рублей), который готов и обеспечить потом безопасное экспонирование полотна в бронированном боксе.
Случай этой работы - особый: репинское произведение, уже, как известно, подвергавшееся вандализму в 1913 году, очень хрупкое и не покидает стен зала Репина (единственный раз картину вывозили во время Второй мировой войны - в эвакуацию). В силу уязвимости - в ГТГ говорили о слабой связи грунта с красочным слоем - его бы не стали перемещать даже на ретроспективу художника, которую готовят в Новой Третьяковке на будущий год. В 1996-м для "Ивана Грозного..." по спецзаказу в Европе изготовили специальное стекло - но не антивандальное, а защищавшее работу от температурно-влажностных колебаний - и антибликовое. В такие стекла за несколько лет "одели" сотни произведений в ГТГ, и процесс продолжается.
С вандализмом сталкиваются многие музеи мира. Нападали на "Джоконду" Леонардо, которая сейчас находится в Лувре в нише с пуленепробиваемым стеклом. На рембрандтовский "Ночной дозор", теперь в Рейксмузеуме около него, как напомнила Зельфира Трегулова, дежурят два охранника. На "Венеру перед зеркалом" Веласкеса в Национальной галерее в Лондоне, на "Пьету" Микеланджело в соборе святого Петра. На "Данаю" Рембрандта в Эрмитаже, которая теперь находится под бронированным стеклом.
Сложность с защитой произведений искусства состоит и в том, что, по словам главного хранителя ГТГ Татьяны Городковой, климатические и антивандальные стекла в основном используют для защиты небольших работ. При этом если у произведения есть рама, это осложняет дело, ведь не всякое стекло можно в нее вставить, - и тогда нужна уже специальная капсула, куда помещают картину, а перед ней помещают такое антибликовое и антивандальное стекло. Антивандальное стекло очень тяжелое, и его иногда попросту нельзя вмонтировать в раму, поэтому, например "Весна" и "Рождение Венеры" Боттичелли в Уффици помещены в огромные капсулы. В России таких стекол нет, и если их изготавливать на заказ, а речь идет о десятках тысяч евро за кв. м, то только на спонсорские средства, которые нужно искать.
В музеях давно говорят о том, что публика сегодня изменилась, что к новому поколению нужен новый подход, что у нового поколения другой способ восприятия информации - и публике идут навстречу. Но сейчас заговорили о другой стороне процесса: публика изменилась и в том смысле, что чувствует себя в музеях вольготнее, Татьяна Городкова говорит о размывании границ между социальным и музейным пространством, о потере музеями статуса сакральных пространств.
Свое обращение в связи со случившимся готовит Союз музеев России, проблема вандализма будет обсуждаться и в рамках стартующего в конце недели фестиваля "Интермузей".
На вопрос с "НГ" о возможностях точечной защиты экспонатов внутри Третьяковской галереи Татьяна Городкова ответила: "Мы уже составляем списки произведений в постоянной экспозиции, которые стояли на очереди, а сейчас мы эту очередь будем максимально сдвигать. Потому что у нас есть первый список, второй и т.д. Постараемся оценить степень риска. Вот висит без стекла картина "Не ждали", например. Но у нас масштабы коллекций колоссальные. Сейчас, я думаю, появится много организаций, которые захотят помочь в финансировании. Застекление картин - непростая ситуация. Истории разные. Есть картины, которые вообще стеклить нельзя, там лак начинает разлагаться... Но то, что мы делали, будем делать ускоренными темпами и в большем объеме".
комментарии(0)