0
3614
Газета Культура Интернет-версия

11.07.2019 19:03:00

Дверь как зеркало души

Жауме Пленса показывает скульптуру о правах человека и слушает каплю безмолвия

Тэги: выставка, скульптура, жауме пленса


выставка, скульптура, жауме пленса Скульптурные головы Жауме Пленсы и идолоподобны, и – чертами лиц – современны. Фото агентства «Москва»

В классицистической анфиладе губинского особняка – главного здания Московского музея современного искусства на Петровке – показывают скульптуры и инсталляции каталонского художника Жауме Пленсы, сделанные им за последние 30 лет. В музее говорят, что это первая персональная выставка скульптора в России, что не совсем так. Десять лет назад его работы привозила галерея Diehl+Gallery One (см. «НГ» от 09.02.09), давно ушедшая из Москвы. Другое дело, что теперешняя выставка, конечно, гораздо представительнее. Курирует ее Ферран Баренблит, директор Музея современного искусства Барселоны (MACBA), с выставки в котором 20 работ привезли в Москву.

Известный объектами в публичном пространстве, Пленса органично себя чувствует и в пространствах камерных. Здание построенного по проекту Матвея Казакова особняка пришлось ему по душе – здесь больше камерности, чем в залах MACBA. Медитативность, двойственность, призыв услышать тишину – и себя (это в сегодняшнее-то время), лиричность даже в тех случаях, когда он работает с городской средой, – в плоти и крови его произведений.

Все, что есть в комнате с тусклым светом, – десятка полтора запертых дверей. Пленса считает, что дверь – род зеркала, портрета человека, поскольку это «зеркало» отражает ожидания каждого из нас относительно того, что окажется по ту сторону. «Сомнение», «удовольствие», «идеология», «время», «шанс», «мечта»... – на табличках понятия вместо номеров и имен. Двери не открываются, это скорее опыт пространственного и временного путешествия – и попытки услышать себя (одна из важных для скульптора тем). Эта инсталляция появилась во французском Валансе в 1994-м по заказу местных властей: расположенные в самых разных местах, в конечном итоге двери можно воспринять как метафору пути вообще, в том числе внутреннего пути каждого человека.

Слово и тишина, звук и безмолвие, портрет и обобщение, осязаемое и абстрактное, типичное и индивидуальное – его сюжеты, они же – инструменты. Составленные из слов объекты – один из самых узнаваемых мотивов Пленсы. В Москву сейчас не привезли скульптуры «буквенных» людей, но здесь есть инсталляция «Счастливо?». Формой она отчасти обращена к прошлому, содержанием – к человечеству сегодня. Пусть это «человечество» не прозвучит высокопарно: речь идет о проблемах человечности. В самом большом зале покачиваются, звеня, как колокольчики, занавеси из нанизанных на леску железных слов. Так вот, форму Пленсе подсказали детские походы с мамой в магазины, где были веревочные занавески, содержание – текст Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Текст остается просто текстом, пока мир не может решить проблем, и к тем, что были в 2004-м (когда появилась инсталляция), прибавляются новые – в 2019-м тут напоминают о гибнущих мигрантах, пытающихся пересечь Средиземное море.  Пленса говорил о способности человека создать этот текст, но неспособности соблюдать написанное в нем. Вместе с тем в этом зале речь идет о правах человека и свободе художника и о диалоге Пленсы с историей искусства: фоном к занавесям вдоль стен расставлены гигантские «колбы» из полиэфирной смолы, в которых томятся, как джинн в бутылке, собственно разномастные бутылки. Все это поименовано фамилиями художников всех времен и народов.

Звуки – отдельная составляющая его творчества. С одной стороны, на выставке будет бронзовая кукла (воспоминания о матери и ее детстве: в основе – ее кукла), по словам скульптора, ангел, от которого спускается нить со словами (своего рода парафраз того, как священные тексты «выплывали» из уст сакральных героев в живописи позднего Средневековья и, например, в искусстве Нидерландов XV века). Здесь буквы не звенят, не звучат, но сами слова – скажем, «Песни мертвых детей» – адресуют к Густаву Малеру и его «Песням об умерших детях». В других случаях звук и безмолвие обыграны иначе: «Молва» – висящий над плоской посудиной кимвал, на который методично, с характерным тихим, но гулким и резким «голосом» падает капля. На кимвале выгравированы строчки из «Пословиц Ада» Уильяма Блейка: «Водоем содержит; фонтан переполняет». Как вода камень точит, так, если взять следующую за этой пословицу, «Одна мысль заполняет бесконечность». Вторая пословица впрямую не цитируется, но во время экскурсии Пленса вспоминал блейковскую мысль о заполнении пространства идеей. Название «Молва» (и тут можно вспомнить еще одну пословицу оттуда же: «Всегда будь готов высказать, что у тебя на уме, и негодяй будет избегать тебя») – двойственное по отношению к произведению, «генерирующему», по словам художника, тишину. Звук ведет к тишине, та самая молва – к состоянию отрешения и сосредоточения. Одна из самых завораживающих своей емкой простотой работ в экспозиции. Звук у Пленсы может быть и словом, и безмолвием, и тем, что словом невыразимо.

В его работах всегда есть человек. Даже когда он не появляется «в кадре». Вы и на выставку попадаете, как выразился скульптор, через его голову – на лестничном пролете в масштабе 1:1 на фотографии воспроизведена его мастерская. Он поведет вас от дверей к кухням (проект «Даллас?.. Каракас?» 1997-го с десятками фотографий кухонь местных жителей как, с одной стороны, пространства индивидуального, а с другой – как коллективный портрет людей конкретной географии и эпохи). От кукол – к скульптурным головам, эдаким кунштюкам, что напоминают портреты на голографических открытках, поскольку их пропорции кажутся то вытянутыми, то естественными (вот очередной пример эквилибристики на тему двойственности, на тему осязаемого и того, что мнится). Они и идолоподобны, и – чертами лиц – современны. Материальны, но с закрытыми глазами – погружены в себя (работа и названа «Безмолвием»), отрешены (да-да, это мы уже только что испытали сами в «Молве»), они не здесь и не сейчас. От скульптурных голов Пленса пойдет к человеку как городу, стране и континенту, отталкиваясь от собственного тела («Континенты I и II»), но ловко выруливая на обобщение – на месте контурного человечка может быть каждый. Человек живет в его работах в тексте той самой Декларации прав, в выборе своей двери и своего пути, в том, что скульптуру и инсталляцию мы воспринимаем на подсознательном уровне осязательно. В конце концов в том, что эту каплю «Молвы» (или все-таки тишины) слушаете вы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10764
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7783
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7652
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
7090

Другие новости