3
3718
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2020 19:01:00

Обсуждали пандемию. Победа осталась за космосом

XXII Международный фестиваль "Интермузей" впервые состоялся в цифровом формате

Тэги: фестиваль, интермузей, пушкинский музей, цифровизация, пандемия, коронавирус, культура

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

фестиваль, интермузей, пушкинский музей, цифровизация, пандемия, коронавирус, культура Музей космонавтики выиграл конкурс сразу в двух номинациях. Фото с сайта www.kosmo-museum.ru

В этом году фестиваль, прошедший в последних числах мая, посвятили 75-летию Победы и музеям в годы войны, а главной темой «Интермузея» стали «Хранители мира». В digital-смотре участвовали около 400 институций – не только музеи, но даже Московский зоопарк. Помимо культурной, деловой и детской программ на фестивале ежегодно проводят конкурс – в этот раз Гран-при достался Московскому музею космонавтики. Он же стал лауреатом в номинации «Лучший образовательно-просветительский проект» за программу «МКС на связи». Специальный диплом Минкультуры вручили Пушкинскому музею за исследовательско-реставрационный проект о перемещенных ценностях «Дважды спасенные» (см. «НГ» от 25.05.20).

Дискуссии деловой программы – традиционно одна из самых насыщенных частей «Интермузея». Нетрудно догадаться, что в этом году здесь было два главных направления обсуждения – во-первых, пандемия и музеи, во-вторых, цифровизация.

Филиал Эрмитажа в Амстердаме открылся раньше самого Эрмитажа – 1 июня. Во время дискуссии «Охранные системы безопасности в музее» начальник службы эксплуатации и безопасности этого амстердамского музея Себастьян Лагендаал рассказал о том, как они с коллегами планируют обеспечить работу в новых эпидемиологических условиях. Согласно расчетам Музейной ассоциации Нидерландов, одному зрителю требуется около 10 кв. м площади и, в соответствии с требованиями Национального института общественного здоровья, соблюдение дистанции в 1,5 м. Исходя из этих данных, в эрмитажном филиале рассчитали, что в час входная зона может пропустить около 220 человек.

Чтобы развести потоки входящих и выходящих людей, там открыли дополнительные входы (до сих пор в этом музее был один довольно узкий вход) и оснастили их дезинфицирующими средствами для рук. От измерения всем входящим температуры голландцы отказались – по словам Лагендаала, это противоречит положениям о приватности частной жизни и информации. Контроль билетов (их нужно покупать онлайн) будет осуществляться бесконтактно – на столе, оснащенном сканером, а в тех местах, где возможен контакт с музейными службами, поместили прозрачные пластиковые экраны. Гардеробы заменены камерами хранения, а аудиогиды – приложениями для смартфонов (к этой мере в музее хотели перейти давно, и пандемия ускорила процесс). Выставочные пространства специальной разметкой на полу разделены на квадраты, в каждом из них указано количество человек, которые могут находиться там единовременно.

На проходящем в рамках «Интермузея» форуме «Музейный гид» одна из сессий была посвящена теме «Музеи и будущее, которого мы хотим». Европейские специалисты снова и снова говорят о том, что пандемия должна заставить мир переосмыслить музейную деятельность – количественные показатели не всегда могут быть критерием успеха.

Генри Мак-Ги, автор инициативы Curating Tomorrow, член рабочей группы Международного совета музеев (ИКОМ) по устойчивому развитию, напомнил, что с 2000 года мир столкнулся уже с несколькими эпидемями, и необходимо быстрее решать задачи, связанные с устойчивым развитием. Тема нынешнего «Музейного гида» вообще во многом была задана открывавшим форум выступлением Мак-Ги «Музеи и цели устойчивого развития»: пять лет назад Генассамблея ООН приняла повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, и многие из этих целей связаны как раз с музейной жизнью.

Если вернуться к дискуссии о музеях и будущем, то там речь, разумеется, шла о потерях в сфере культуры и о цифровизации. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова напомнила, что 64% от бюджета ГТГ – то, что музей зарабатывает сам. И за время закрытия галереи потери составят около 2,7 млн евро. «Правы те, кто говорит о необходимости госкомпенсации музеям, театрам, филармониям за три месяца бесплатного исполнения спасительной функции», – сказала Трегулова, которая наряду с другими руководителями культурных институций вошла в созданную 28 мая рабочую группу, разрабатывающую предложения по поддержке учреждений культуры в условиях пандемии.

Генсекретарь Европейской сети музейных ассоциаций NEMO Юлия Пагель сказала: последствия кризиса таковы, что некоторые музеи опасаются, смогут ли они вообще открыться. Вместе с тем она напомнила о важности сотрудничества с частным сектором и о значении цифрового развития музеев. По ее словам, около 50% музеев во время закрытия предложили одну или больше новых онлайн-услуг; а приток онлайн-посетителей увеличился на 100–150 %.

Но с цифровизацией есть очевидные трудности. Во-первых, музеи сейчас не зарабатывают на онлайн-контенте. Во-вторых, с дигитализацией (а в связи с ней говорили о необходимости искать новые, а не просто дублирующие офлайн-реальность формы) у многих институций есть лакуны. И в-третьих, остаются проблемы с авторским правом. Говоря о европейском опыте, Пагель указала на проблему, которую называют черной дырой законодательства в этой области. С одной стороны, авторское право закреплено за владельцем контента, например за музеем. С другой стороны, он – не всегда автор. С проблемами авторского права сталкивается и Третьяковка: по словам Трегуловой, в сентябре будет объявлено о запуске проекта, «связанного с присутствием коллекции онлайн». Для музея дело осложняется тем, что даже чтобы бесплатно выложить произведения в сеть, нужно платить правообладателям. По мнению директора ГТГ, необходимо законодательно ставить вопрос «о социально ориентированных музейных проектах», для которых институции могли бы получить права бесплатно, а платить, если речь идет о коммерческом использовании.

Минкультуры, учредитель «Интермузея», идею цифрового развития в целом поддерживает. А вот офлайн-новости в эти дни пришли удручающие: министерством разрешена коммерческая застройка на территории музея-усадьбы «Архангельское». Под нее отдано около 300 га земель, среди них – снятые с охранной зоны 150 га исторического парка и Ильинской поймы. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


pinupcasinoone pinupcasinooneAU 19:26 02.06.2020

Добро пожаловать в онлайн [url=]казино Пин Ап[/url]! Играйте в любимые игры, выигрывайте деньги, получайте бонусы!

pinupcasinoone pinupcasinooneAU 19:27 02.06.2020

Добро пожаловать в онлайн [url=]казино Пин Ап[/url]! Играйте в любимые игры, выигрывайте деньги, получайте бонусы!

dimahodckin 19:52 02.06.2020

Уборка и дезинфекция во время кароновируса. [url=][/url]. Купить дезинфицирующие средства для уборки и дезинфекции помещений, мебелиЮ одежды, техники, инструментов. Широкая область применения. [url=]Купить дезинфицирующие средства, кожные антисептики, химию для уборки.[/url] Доставка от 1-й канистры. Доставляем в любой город. Химия для ультразвуковой очистки. И многое другое. [url=.htm][/url]



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12215
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
13953
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8609
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
8485

Другие новости