Яркие цветные полосы на холстах и составленные в ряд такие же яркие цветные объекты обозначены как «Линия звука» и «Форма звука». Фото агентства «Москва»
ILONA-K artspace учреждено Илоной Кесаевой. Она – дочка коллекционера и мецената Стеллы Кесаевой, владелицы Stella Art Foundation, которая в начале 2010-х была комиссаром павильона России на Венецианской биеннале, и бизнесмена Игоря Кесаева. Илона Кесаева училась в Лондонской школе экономики и Институте искусств Sotheby’s, а свою двухчастную московскую площадку открыла выставкой Ольги и Олега Татаринцевых «Утопая в цифрах» – цифры художники фиксировали во время пандемии, и эта работа тоже вошла в экспозицию. В одном из интервью Кесаева выразила надежду, что расположение «в самом сердце «Москва-Сити» позволит... привлечь бизнес-среду».
Насколько можно понять на данный момент, ILONA-K планируют развивать как выставочное пространство, с одной стороны, и как коммерческую галерею – с другой. Первое работает на втором этаже небоскреба «Меркурий», и вход туда будет свободным, галерея же расположена на 40-м, и можно ли будет просто «с улицы» попасть туда, к этим панорамным окнам, пока непонятно. Детали функционирования нового организма, как и круг художников, находятся в стадии обсуждения.
На вопрос «НГ» о дальнейших планах и художниках, с которыми Илона Кесаева будет работать, она ответила, что, «поскольку ситуация сейчас неоднозначная, скорее всего мы будем концентрироваться на русских художниках». Добавив, что костяк их авторов составят четыре художника, некоторые из них связаны с коллекцией ее мамы Стеллы Кесаевой, но имена Илона пока называть не стала. На втором этаже, по словам владелицы, будут проходить «выставки более интерьерных художников, на 40-м – более концептуальных». Относительно «интерьерных» Кесаева пояснила, что ей, например, нравятся некоторые фотографы – в частности, Влад Локтев и Владимир Глынин. «На втором этаже будут представлены и более молодые художники, которых мы сейчас отбираем, – говорит Кесаева. – Вместе со Stella Art Foundation мы думаем, кого можно представить в фонде, а кого – в галерее. Без продвижения и продаж художники не могут существовать, здесь нужно взаимодействие фонда и галереи».
Пока что функциональное разделение двух пространств не очевидно, поскольку «Утопая в цифрах» Татаринцевых занимает оба, выставку в релизе даже называют масштабной ретроспективной (хотя здесь много работ 2020-го), где разделы «связанные между собой и в то же время автономные». Все начинается с абстрактных форм: яркие цветные полосы на холстах и составленные в ряд такие же яркие цветные объекты из шамота Ольги Татаринцевой – соответственно «Линия звука» и «Форма звука». В экспликации обозначено, что все это «отсылает к структуре музыкальной последовательности и звуковым ассоциациям, которые уже были предусмотрены для абстрактного искусства его основателем Василием Кандинским». Связь именно этого цветового спектра именно с абстракцией Кандинского уловить не вполне получилось, но дальше у Ольги Татаринцевой будет еще один объект – «Я не в ответе перед тобой». Он немного проясняет картину, хотя и с другой стороны. Татаринцева отталкивается от впечатления, полученного в 1896-м Кандинским от вагнеровского «Лоэнгрина», и пропускает отрывок оперы через программу Adobe Audition, получая подобие абстракции...
«Утопая в цифрах» – выставка, которая дальше так или иначе все же соединит абстракцию со словом, с цитатами из разных текстов. По стенам рассредоточены пронумерованные и запрятанные в GR-коды афористичные фразы из «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна (Татаринцевы назвали эту подборку «Совокупность фактов» по цитате «Мир есть совокупность фактов, а не предметов»). Цитаты из текста Ханны Арендт о тоталитаризме разъяты на фрагменты и покрыты черными пустотами в работе Татаринцевых «Природа молчания». Слова отечественных классиков от Салтыкова-Щедрина до Мандельштама появляются в «Запределами» (название художники намеренно пишут именно слитно), когда речь идет о цензуре и гонениях.
Однако экспозиция то и дело вновь возвращается к декоративности, как в их «Камуфляже» (он уже на 40-м этаже). Это здоровенная коробка с керамическими зверушками, которые раскрашены таким образом, что, как узнаешь из пояснения, должны напоминать о расцветке хаки и милитаризме. На 40-м этаже оказался и давший выставке название проект «Утопая в цифрах», сделанный как размышление о пандемии в частности и современных угрозах вообще. Во-первых, это цитата из «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич, где есть такие слова: «Человек с ружьем в зоне... В кого он мог там стрелять и от кого защитить? От физики... От невидимых частиц... Расстрелять зараженную землю или дерево?..» Во-вторых, стол, заставленный шамотовыми муляжами оружия разных стран. И, в-третьих, рисунки, на которых как бы истираются, выпадают из контекста цифры заболеваемости коронавирусом (с начала пандемии художники собирали статистику). Олег Татаринцев объясняет сравнение их с Ольгой инсталляции с книгой Алексиевич тем, что сейчас, как и тогда, угроза пришла не с той стороны, с которой ее ждали.
комментарии(0)