0
2645
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2020 19:22:00

Музеям нужна помощь. В условиях второго за год закрытия культурных институций они нуждаются в господдержке

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, культура, музеи, господдержка, выставки, цифровой контент

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

коронавирус, пандемия, covid 19, культура, музеи, господдержка, выставки, цифровой контент Зельфира Трегулова пока не уверена, что выставку Роберта Фалька можно будет увидеть вживую. Фото агентства «Москва»

В то время как театры, кинотеатры и концертные залы в Москве работают с заполняемостью зала на 25%, музеи правительство закрыло. Несмотря на то, что там посещаемость – о чем говорили и директор Третьяковки Зельфира Трегулова, и руководитель Пушкинского музея Марина Лошак – после открытия летом составляла всего 25%. Новые выставки приходится откладывать, только что начавшиеся – закрывать, а знаменитый фестиваль ГМИИ «Декабрьские вечера» отменен. После весеннего закрытия потери культурных институций и так были огромны, и понятно, что компенсировать их за месяцы, прошедшие с возобновления работы для публики, было невозможно.

Крупные федеральные музеи почти половину бюджета зарабатывают сами, и теперь им необходима государственная поддержка. «Выручка от продажи билетов в 2020 году снизилась по сравнению с 2019 годом почти на 70%. Упущенную выгоду в первый локдаун можно оценить примерно в 100 млн руб. Во время закрытия уже один раз государство спасло федеральные музеи И тут придется нам тоже рассчитывать на государство», – сказала в интервью агентству ТАСС Марина Лошак. «Мы очень надеемся, что теперешнее закрытие музеев находится в фокусе внимания правительства и что будут приняты какие-то решения, которые помогут нам сохранить свои уникальные трудовые коллективы и не пойти по пути каких-то сокращений или резкого снижения зарплаты. Эти средства нам будут нужны для покрытия разницы между размером зарплаты и ее бюджетной составляющей», – говорила каналу «Россия-24» Зельфира Трегулова.

Музеи рапортовали, что перед осенним закрытием посещаемость увеличилась. Так, обновленную постоянную экспозицию авангарда в Новой Третьяковке за выходные посмотрели около 2 тыс. зрителей – и это не временная выставка-блокбастер и не постоянная экспозиция с классическими хитами в Лаврушинском переулке. Facebook заполнился постами разных людей о том, что нужно успеть увидеть перед двухмесячным перерывом, – музеи ведь в этом году помогали бороться и с психологической подавленностью. Хотя понятно, что не все готовы туда вернуться – как не все готовы вернуться в театры или, скажем, в рестораны, раз уж все эти места конкурируют за свободное время людей. Такая ситуация не только в России: в США посещаемость музеев оказалась сейчас не выше 35%.

Если вернуться к крупным государственным музеям на территории Москвы, стратегии функционирования в прошедшие месяцы были разными. Так, ГМИИ весной стал самым креативным музеем в смысле цифрового контента – помимо лекций и экскурсий по смонтированной, но не успевшей открыться экспозиции «От Дюрера до Матисса» здесь сделали и виртуальные панорамы выставок, и автономные, не дублирующие офлайн digital-проекты «100 способов прожить минуту» и «Другая война». Третьяковская галерея поставила акцент на офлайн, после летнего возобновления работы для публики открыв невероятное количество выставок. После очередного закрытия придется переверстывать выставочные планы, заново вести переговоры с коллегами из других музеев относительно возможного продления закрытых выставок. При этом мы помним, что, например, онлайн-контент музеи даже в период нынешнего финансового кризиса предоставляют бесплатно. И если долгожданную ретроспективу авангардиста Роберта Фалька в ГТГ не удастся увидеть воочию в конце декабря, то, по словам Трегуловой, пока галерея готовит для зрителей видеоэкскурсию.

В конце октября прошло заседание подгруппы по вопросам развития музейно-выставочной деятельности рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Культура». В выложенном на сайте Союза музеев протоколе есть пункты, касающиеся как раз музейной онлайн-деятельности и ее учета в пресловутых количественных показателях и отчетах. Во-первых, речь идет о том, чтобы рассмотреть возможность изменения госзаданий на 2020-й и чтобы в них можно было указывать и «количественные показатели виртуальных выставок». Во-вторых, чтобы в целом в гос- и муниципальных заданиях можно было учитывать онлайн-мероприятия. Кроме того, Союз музеев предлагает «создать единый всероссийский портал для размещения музеями контента на платной основе».

На следующий день советник президента по культуре и искусству Владимир Толстой на Совете по культуре и искусству напомнил президенту, что «за время полного карантина даже наши самые крупные театры, и Большой театр этому конкретный пример, и музеи исчерпали все накопленные ранее внебюджетные ресурсы. Субсидия из бюджета на 2020 год заведомо не покрыла всех необходимых расходов. В текущем году для федеральных учреждений культуры выход найден: их государственные задания сокращены без уменьшения выделения субсидий, а также отложена уплата сбора по налогу на прибыль организаций», добавив, что эти меры нужно продлить «как минимум на девять месяцев 2021 года». Кроме того, он поставил вопрос о том, что «для отдельных, совсем уж не связанных с оказанием услуг фундаментальных сфер, таких как сохранение наследия, изучение и представление музейного, библиотечного, архивного фондов, самого процесса создания произведений искусства и культуры, необходимо выработать такие формы государственной поддержки, чтобы они в принципе не зависели от доходов от платной деятельности».

Пандемия спровоцировала финансовый кризис во многих музеях мира. На эту тему с весны идет много дискуссий с международными экспертами, об этом много пишут в СМИ. О сокращении или опасности сокращения сотрудников, о том, что некоторые музеи могут не открыться вовсе, о том, что музейную жизнь придется перестраивать, и, в частности, о том, что любимые публикой выставки-блокбастеры могут оказаться под вопросом... Были сообщения другого рода: Guardian писала в конце сентября, что в Королевской Академии художеств в Лондоне вызвала жаркие споры возможность продажи «Тондо Таддеи» работы Микеланджело, единственного его мрамора, хранящегося в Великобритании. Спровоцировано такое обсуждение было финансовыми проблемами и угрозой сокращения 150 сотрудников. Будем надеяться, до продажи дело не дойдет, но сама постановка вопроса красноречива. А по сообщению независимой организации Art Fund, в целом в Великобритании есть угроза, что со вторым закрытием могут не справиться около 60% музеев.

Портал Artnet писал о вырученных Бруклинским музеем 6,6 млн долл. после продажи на аукционе Christie’s работ из своего собрания (в частности, картины Лукаса Кранаха Старшего «Лукреция»)... Следом эта институция продала на Sotheby’s произведения импрессионистов и модернистов на общую сумму почти 20 млн долл. и в этом же аукционном доме скоро пустит с молотка работы фирмы Фаберже. Возможность продажи работ была оговорена Ассоциацией директоров художественных музеев в условиях кризиса, но Бруклинский музей стал первым, кому ею пришлось воспользоваться.

Даже один из крупнейших музеев мира, Лувр, решил выставить на торги Christie’s 24 лота, средства от продажи которых пойдут не только на поддержку институции, но и на развитие ее нового образовательного пространства Studio.

Речь, разумеется, не может идти о произведениях из коллекции Лувра – это работы сотрудничающих с ним современных художников, а еще то, что можно назвать лотами-впечатлениями. Скажем, участие в ежегодном осмотре «Моны Лизы», во время которого картину вынимают из витрины.

В СМИ регулярно появляются сообщения о дополнительной господдержке культуры, например, в Германии или во Франции (в частности, только музеям французское правительство в сентябре обещало выделить 614 млн евро). Тем не менее в финансовом плане ситуация остается тревожной. И, например, Немецкая ассоциация музеев недавно призвала скорее открыть музеи.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
1962
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
3595
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
4256
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
7325

Другие новости