0
3694
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2022 19:20:00

Они же художники

Семейный круг и старая Москва на выставке Гурия Захарова и Татьяны Соколовой в Новой Третьяковке

Тэги: выставка, гурий захаров, татьяна соколова, новая третьяковка, суровый стиль


выставка, гурий захаров, татьяна соколова, новая третьяковка, суровый стиль Мать и дитя. Фото агентства «Москва»

График Гурий Захаров (1926–1994) и скульптор Татьяна Соколова (1930–2010) поженились в 1954-м и с тех пор вместе представляли лирическое измерение так называемого сурового стиля. Первые захаровские работы поступили в Третьяковку в 1962 году, первое произведение Соколовой – портрет мужа – в 1968-м, в 2018–2019-м их дочь Наталья Захарова подарила галерее 85 гравюр отца и одну из поздних вещей матери «Я устала», скульптуру, добавляющую традиции изображения спящих Венер шутливый акцент. Выставка «Вдвоем» с сотней оттисков и 30 скульптурами должна была открыться еще два года назад, но вмешалась пандемия.

Кажется, Захаров мог бы иллюстрировать Державина, а мог бы Хлебникова. Его гравюры с простыми мотивами от какой-то почти эпической основательности рассказа, почти парадоксальным образом не отменяющей камерности, органично переходят к синкопированному ритму. Зять, физик Михаил Кириллов-Угрюмов вспоминает, что у страсти, с какой Захаров относился к поэзии, «были свои оттенки: Бог – Державин, печаль – Заболоцкий и Хлебников, восторг – Пушкин». Но Захаров, после Строгановки порвавший с живописью ради графики и сжегший свои картины, иллюстрацией не занимался. (Зато еще в 1954 году, будучи сотрудником архитектурно-художественного бюро при Министерстве судостроительной промышленности, участвовал, например, в оформлении интерьеров ледокола «Ленин».)

Графика в оттепельную пору пришла «во все дома, была и в гостиницах, и в детских садах, и в поликлиниках, повсюду. Сам собой осуществился призыв «Искусство – в жизнь», – напоминает сокуратор выставки Оксана Карлова (проект они готовили с Еленой Бушуевой): Захаров всю жизнь работал в Комбинате графического искусства и часто видел свои работы в окнах домов – эстампы можно было купить в любом книжном магазине. Одна из таких гравюр, с двойным портретом художников на пляже, в детстве висела в доме их будущего зятя.

Сын сапожника и генеральская дочь, люди неуемного темперамента, как о них вспоминают, Кентавр и Амазонка, как сами они себя звали, Захаров и Соколова оттепель почувствовали в искусстве, понятном широкому зрителю, но сосредоточенному на частной жизни. Отсюда многочисленные гравюры с домашними интерьерами – семья за столом, жена с книгой, у телефона, с пластинкой, спит, – отсюда их портреты друг друга как часть диалога в жизни и профессии, отсюда образ материнства как один из главных мотивов и этих оттисков, и скульптур. Отсюда любовь представлять виды из окна (взгляд из частного мира), а если старые московские бульвары да улочки, район Таганки, Солянку, Рождественский бульвар, – то тоже как часть личной биографии. Не так уж важно, вторит ли папироска беседующего с Пушкиным Маяковского дыму МОГЭСа или просто дворничихи чистят снег на Рождественском бульваре, – ты это либо ощущаешь частью своей биографии либо нет.

Небольшой арсенал мотивов у Захарова не выглядел скучным как раз благодаря интонированности (познакомившись в 1959-м с Фаворским, Захаров внимал его советам), шла ли речь о более жестких штрихах линогравюры или о большей нюансировке, «живописности» в появившихся позже офортах. Этой интонированностью он запоминается сейчас и запоминался тогда. Кириллов-Угрюмов описывает в каталожном эссе распространившийся в городе «народный анекдот» – как-то к любившему рисовать Таганку ночью художнику подошел подвыпивший человек: «Зря ты, мужик, здесь стараешься. Есть такой художник Захаров, так он тут все уже давно перерисовал».

Женщина-скульптор – не такое уж распространенное явление. Почерк Соколовой, наверное, можно сравнить со стилем Аделаиды Пологовой. Вот Пушкин, который не «наше всё», а сидит, подпирая подбородок руками или читает книжку, закинув руку за голову и глядя куда-то ввысь. Вот дитя с матерью, а вот она уже веселая «бабка», вот дочка, вот тоненькие герои из аллегории весны, а вот – сенокос, куда они, возможно, перекочевали поздним летом, вот согбенная бабушка в платочке, а вот та самая «Я устала» с пышнотелой Венерой.

Распада СССР Гурий Захаров, прежде политики в искусстве не касавшийся, не принял. Одна из последних его работ на выставке– «Здесь было великое государство» 1991 года – кажется угрюмым и тяжеловесным собранием символов, как ему казалось, ушедшей истории, и здесь звучит уже совсем иная интонация. Былая легкость исчезла. Он умер в 1994 году, как оказалось, перенеся на ногах четыре инфаркта. Она, вспоминает их дочка, «больше практически не работала». Важное для них «мы» («Мы же художники!» – неизменно говорили они, отправляясь работать, вместо того чтобы заняться чем-то еще или просто отдохнуть) распалось. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2205
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2101
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14047
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9127

Другие новости