0
4240
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2022 19:08:00

Роман взросления по-нашему, по-шотландски

В РАМТе поставили «Остров сокровищ» Стивенсона

Тэги: театр, стивенсон, остров сокровищ, рамт


театр, стивенсон, остров сокровищ, рамт Есть в спектакле и камзолы, и джинсы. Фото с сайта www.ramt.ru

Роман Стивенсона давно и прочно вошел в корпус подростковой литературы. Уже третий век считается, что он для мальчишек, которые бредят приключениями на суше и на море. А режиссер Александр Коручеков исходил из того, что «Остров сокровищ» – роман взросления. «Это шотландская версия «Капитанской дочки», – считает он.

Джим Хокинс (от имени которого ведется повествование), конечно, помладше Петруши Гринева, и никакой Маши Мироновой нет на его горизонте (кстати, спектакль в РАМТе стопроцентно мужской по составу, из него испарилась даже мать Джима миссис Хокинс). Но в общих чертах – да, каждый из этих юных героев проходит сквозь горнило опасностей, рискует быть убитым – и таким нелегким образом приобретает жизненный опыт и принципы. И знание людей. Коручеков замечательно «разобрал» персонажей Стивенсона вплоть до последнего пирата. Да что там пирата – на равных с «человеческими» персонажами в этом спектакле действует попугай капитана Флинта, старый склочник в исполнении молодого актера Владимира Зомерфельда!

Бывает, к спектаклю «для семейного просмотра» режиссер подходит как к возможности порезвиться на поле всевозможных аллюзий. В зале ведь не только дети, но и мамы с папами – им тоже должно быть интересно. Мол, Колобок – это, знаете ли, не просто Колобок, а ловкий трикстер, которому до поры удается уходить от преследования. «Остров сокровищ» Коручекова начисто лишен каких бы то ни было фиг в кармане. Удивительно трепетное, незамутненное отношение к классическому произведению (к слову, поставленному и экранизированному множество раз). Драматургически эта адаптация романа сбита крепко, без ритмических провисов. Тут впору применить определение из кинокритического арсенала: спектакль отлично смонтирован. Отменный вкус проявили Коручеков, художник-постановщик Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова и художник по свету Руслан Майоров в создании образов персонажей и среды их обитания. Уважение уважением, но играть в XXI веке «Остров сокровищ» в аутентичных камзолах было бы странно. Нет, тут есть и камзолы, и треуголки с перьями, но Джим, например, в ковбойке и узких джинсах. А зловещие ходоки по душу Билли Бонса вообще словно выскочили из фильмов Тима Бертона… Исповеди персонажей о прошлом или их драматические стейтменты остроумно «упакованы» в формат зонга – их произносят на манер рэперов, в микрофон на авансцене. «Остров сокровищ» в РАМТе красив; и он даже рисковал бы стать чередой живых картин, если бы в постановщике не взяло верх желание рассказать историю.

Если на «Острове сокровищ» в РАМТе вам покажется, что вы впали в детство, это нормально. Палят пушки и мушкеты, герои бьются на рапирах и вращают Землю с помощью поворотного круга, мощный «морской» ветер надувает паруса. Наивно? Да. Но почему-то забирает. «Работают» самые традиционные, рукотворные «чудеса» театра и, конечно, актерская игра. Кажется, актеры счастливы таким материалом: это ж каких людей играем, одни имена чего стоят – Слепой Пью, Чак Борода, Черный Пес! Едва ли не самая сложная, энергоемкая роль тут у Сергея Чудакова – ведь его одноногий герой Джон Сильвер, будучи опытным, циничным пиратом, и сам до поры играет роль, прикидывается безобидным судовым коком. Лукавый и харизматичный, он поначалу усыпил бдительность даже такого проницательного человека, как капитан Смолетт. Взбалмошный сквайр Трелони, его верный слуга Том Редрут, строгий капитан Смолетт – прекрасные работы Андрея Бажина, Алексея Блохина и Олега Зимы. У них нет дублеров во втором составе, как в случае с другими исполнителями, – это роли, пошитые индивидуально на уникальных рамтовских мастеров старшего поколения. Доктор Ливси тоже один – Денис Баландин, романтическая звезда Молодежного, Жюльен Сорель в «Красном и черном» Юрия Еремина, князь Мышкин в «Идиоте» Режиса Обадиа, герцог Бекингем в «Мушкетерах» Андрея Рыклина. Что сказать о его докторе Ливси… Умненькие девушки из романов Джейн Остин непременно влюбились бы в этого доктора (и были бы правы). А наши современники-рекрутеры Би-би-си (окажись они вдруг в зале РАМТа) подсуетились бы насчет контактов артиста. Говорят, джентльменами не становятся, ими рождаются, но выходец из недр Нижегородского театрального училища Денис Баландин в «Острове сокровищ» с блеском опровергает эту максиму высокомерных британцев. Баландин–Ливси читает над погибшим Редрутом балладу вместо поминальной молитвы – и это знаменитый «Вересковый мед» Стивенсона в переводе Маршака, гимн благородному маленькому народу, не покорившемуся шотландскому королю-захватчику. На первый взгляд странное включение в «Остров сокровищ», но оно производит ошеломляющее действие. Это как бы зонг доктора Ливси – насмешника с чуткой душой и, как выяснилось, самого что ни на есть романтика.

И все же это история от первого лица, ее начинает, «ведет» и завершает подросток, ввязавшийся в опасное плавание к берегам Острова сокровищ. Субтильный, нахохленный Джим в исполнении Прохора Чеховского идеально существует в заданном жанре («роман воспитания»!) – взрослеет на глазах. Пиастры и прочие дублоны, извлеченные из тайника капитана Флинта при его деятельном участии, не производят на мальчишку особого впечатления (хотя и Джима оделяют по справедливости!). Он столкнулся с подлостью одних и благородством других, познал обман и дружбу. Детство Джима кончилось раньше, чем могло бы, – но зато он попал в роман. n


Читайте также


Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
516
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
2248
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
2413
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
3960

Другие новости