0
4390
Газета Культура Интернет-версия

20.11.2022 18:34:00

Импортозамещение в танце пока буксует

Программа современной хореографии "Лабиринт" представлена в Москве

Тэги: премьера, проект, современная хореография, лабиринт, москва


премьера, проект, современная хореография, лабиринт, москва Сценографическая доминанта спектакля Патрика де Бана – скульптура Даши Намдакова «Голова быка». Фото агентства «Москва»

На Новой сцене Большого театра состоялась премьера проекта продюсерской компании MuzArts под названием «Лабиринт». Трехчастная композиция включает одноактные балеты «Сияние», «Нерв» и «Минотавр». Выбор названия проекта очевиден – где Минотавр, там и лабиринт. К тому же каждый из хореографов отважно замахивается на всегда актуальные, но никогда не получающие окончательного ответа вопросы.

Ольга Лабовкина в «Сиянии» претендует на раскрытие «истории эволюции разума и духа человечества как части вселенной». Анне Щеклеиной в «Нерве» хотелось бы, чтобы зрители «увидели красоту в уязвимости и обостренной чувственности, обратили внимание на собственную телесность и ценность чуткого контакта с другим». Для Патрика де Бана центральная тема – «абсолютное одиночество существа, которое является всего лишь жертвой проступков, совершенных его собственными отцом и матерью».

Помимо, однако, высоколобых ассоциаций в современном контексте возникает и вполне бытовая. Волею судеб российскому балетному театру предстоит выбираться из лабиринта покруче Кносского – планировать новые спектакли в условиях усугубившегося кадрового голода. При немалом количестве балетных трупп найти дельного балетмейстера у нас давно уже было проблемой, залучить на постановку кого-то из немногочисленных востребованных в мире соотечественников или тем паче мировых звезд – беспримерной удачей. Импортозамещение в этой области больших успехов не сулит. Из деталей, завезенных по параллельному импорту, нового хореографа не соберешь. Оставшимся в наличии придется, очевидно, работать по-стахановски, выдавая на-гора по нескольку премьер в разных театрах за сезон. Не исключено, что артистам классических трупп чаще придется работать с представителями современного танца. Одну из моделей такого сотрудничества представляет «Лабиринт»: солисты Большого театра, российские современщицы плюс зарубежный хореограф не первого ряда.

Перформер Ольга Лабовкина (в данном случае хореограф и сценограф) сочинила «Сияние» по мотивам фантастического романа британца Олафа Стэплдона «Создатель звезд». Действие разворачивается под музыку Ильи Дягеля на фоне мрачных видеопроекций: стеклобетонные джунгли небоскребов (вид из космоса), метеоритный дождь, удручающий ландшафт из мосластых голеней, локтей и лопаток. На сцене громадная серебристая голова-дутик, шуршащая фольга – то ли укрытие, то ли скинутый панцирь, кресло-подушка, обернувшаяся бесформенным глобусом всмятку. Герой (в исполнении не так давно вошедшего в моду гламурного Ильдара Гайнутдинова), если верить либретто, отправляется «в ментальное путешествие по вселенной» в поиске ответов на вопросы «Что есть человек?», «Что есть дух?» и т.п. Став ни много ни мало «частью вселенского коллективного сознания», он встречается с «Первоисточником всего сущего». Благодаря мизансцене, без стеснения срисованной с «Возвращения блудного сына» Рембрандта, эта встреча – единственный более или менее понятный без помощи либретто эпизод за 40 минут. В остальном перед нами разворачивается действо, каких из сезона в сезон мы видим множество: конвульсивные прерывистые движения символизируют дисгармонию повседневности.

Опус маститой Анны Щеклеиной «Нерв» впечатление производит такое, будто первый опыт работы с Большим театром, сам факт сотрудничества, психологический груз подействовали на лауреата «Золотой маски», как удав на кролика. От свободы, иронии и внятности посыла, отличающих лучшие ее работы, не осталось и следа. То есть внятность (чтобы не сказать – прямолинейность) имеется, но отвечают за нее лишь название балета и оформление Гали Солодовниковой. Нервные отростки, узлы и паутины на заднике. Ответвлениями этой нейронной сети – семеро исполнителей в колпаках-стручках, чьи гипертрофированно длинные верхушки, кажется, пробивают колосники, уходя под музыку Василия Пешкова к вселенской нервной системе. Костюмы представляют эдаких освежеванных людей, пособие по изучению человеческой конституции. Метафора «обнаженного нерва», «человека без кожи», представленная в лоб, перестает быть метафорой «обостренной чувствительности», превратившись едва ли не в казус. С пластической идеей хореограф так и не определилась. Трудно не поддаться искушению поставить на пуанты артисток Большого, не сыграть на высоком классе труппы. Но, заметавшись между классикой и контемпорари, Щеклеина ни к тому, ни к другому берегу так и не пристала.

Третий участник «Лабиринта», Патрик де Бана, известен российским любителям балета по проекту «Короли танца», и не только. Его вдохновила пьеса Хулио Кортасара «Цари» с ее нетрадиционной трактовкой взаимоотношений в треугольнике Пасифая–Минотавр–Ариадна. Де Бана, как случается с ним нередко, действо затянул, не найдя пластического эквивалента для напряженной коллизии. Спасали музыка Макса Рихтера, без излишеств и бьющие точно в цель костюмы Игоря Чапурина и сценографическая доминанта – созданная дизайнером Даши Намдаковым скульптура «Голова быка». Основой скульптуры стала огромная карельская сосна. После обжига ствола ее покрыли матовой черной и красной красками снаружи и оранжевой внутри для создания эффекта огненного свечения при подсветке. Сияние огромных рогов обеспечила отделка из сусального серебра. Стильное и экспрессивное зрелище наверняка осталось бы самым впечатляющим в спектакле, не выйди на сцену в роли Минотавра неподражаемый Денис Савин. Любой трафаретный прием хореографа он способен оживить, наполнить нестертым чувством, небанальной страстью, трагическим переживанием, не эпически отстраненной, а истинной, сегодняшней болью. Так что у тех зрителей, что «Лабиринт» до конца не осилили и после второго антракта в зал уже не вернулись, одним катарсисом в жизни меньше. 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
764
Мороженщик придумал, "Как стать миллионером"

Мороженщик придумал, "Как стать миллионером"

Наталия Григорьева

Основанный на реальных событиях фильм о работяге, обыгравшем телевидение, – уже в прокате

0
1150
Национальные мегапроекты России сталкиваются с большими трудностями

Национальные мегапроекты России сталкиваются с большими трудностями

Михаил Сергеев

Чиновникам советуют изучить международный опыт реализации крупнейших программ развития

0
2223
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
1314

Другие новости