0
3806
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2022 18:49:00

"Миражи" Александра Савинова в Музее импрессионизма

Между Капри и парком культуры

Тэги: музей импрессионизма, выставка, миражи, александр савинов


музей импрессионизма, выставка, миражи, александр савинов Художник пытался перенести язык цветных и световых рефлексов на тему светлых советских будней. Фото агентства «Москва»

Александр Савинов (1881–1942) принадлежал к так называемой Саратовской школе, в которую входили Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов и Петров-Водкин и название которой объясняется скорее местом, нежели каким-нибудь сводом установок. Среди савиновских учителей был Репин, среди учеников – Евгений Чарушин и Вячеслав Пакулин, в истории за ним закрепилось прозвище «умиротворенного Врубеля», представляющееся сейчас не вполне оправданным. В 1983-м сын Савинова издал его воспоминания и письма, в нулевых прошло несколько выставок – и самого художника, и художественной династии Савиновых. И все-таки он считается мастером подзабытым. Куратор Анастасия Винокурова в выставке «Миражи» прочертила путь Савинова, а спецпроект посвятила Саратовской школе.

Савинов попал в Париж в 1906-м, и, судя по письмам, его университетом там была не (с)только знаменитая Академия Коларосси, сколько луврское собрание ренессансной живописи. В столицу современного искусства Савинов отправился, выручив средства от продажи картин, но помимо этого юноше, по-видимому, лучше было хоть на время удалиться за пределы отечества. В 1905-м он был замешан в студенческих волнениях – молодые художники, по воспоминаниям Кардовского, «заперли мастерские и не дали совету училища (при Академии художеств. – «НГ») возможности произвести обход и осмотр работ». Много позже сын Савинова Глеб вспоминал, что еще в гимназическую пору отец вошел в революционный кружок и выписался из купеческого сословия. После того случая с маленьким, но все же бунтом непокорных в училище сперва взбешенный профессор Репин быстро сменил гнев на милость и Савинова даже защищал.

Бунт забылся, в 1909–1910 годах Савинов стал пенсионером Академии, отправившись в Италию. Итальянское Возрождение, от «мистической драмы Джотто» до «буйной души согбенного Буонаротти», итальянский свет, создающий из мизансцен вязь солнечных бликов и цветных пятен, во многом и создали узнаваемый савиновский почерк.

Два «программных» полотна на выставке – ее же два полюса: «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» 1909–1911 годов и «В парке культуры» рубежа 1930–1940-х. «Купальщицы» были задуманы на Капри, под впечатлением от росписей Помпеи и Геркуланума – но вышла не фреска, а гобелен, мозаика, сплав. В Савинове нет врубелевской меланхолии, нет, несмотря на томное тепло самого сюжета и недавний французский вояж, пряности гогеновского письма «аборигенов» на природе, нет и иллюзионизма помпейских фресок какой-нибудь «Виллы мистерий». Как бы запоздало замешкавшись в 1909–1910-м на перекрестке импрессионистичного кружева цветных мазков и символистской недосказанности, он в духе модерна сплетает все со всем. Эффект гобеленности, что дает ощущение декоративности и дистанции, выверенный эстетизм женских поз, так что все они оказываются причастны прекрасному далеко, а не сиюминутному «сейчас» (и это несмотря на савиновскую «шутку»: центральная героиня тянет за веревку осла, кажется, самого осязаемого тут персонажа), чувство статуарности фигур и вместе с тем бесплотности всей сценки. Та самая девушка в центре полотна (эта значимая для художника картина, кстати, сейчас хранится не в музейном, а в частном собрании) пластикой походит то ли на кого-то из героинь упомянутой «Виллы мистерий», то ли на какую-то из микеланджеловских сивилл в Сикстинской капелле, – но Савинов лишь отталкивается от этих импульсов, кладя все на алтарь изящества, порой чуть приторного, с легким налетом эротики. Изящества самого по себе. Им и будут наполнены, например, его многочисленные женские портреты, явно помнящие ренессансную стать, пусть и в маньеристичном духе – непременно с длинной «изогнутой» шеей.

Написанная на излете жизни, в 1938–1942-м, махина «В парке культуры» (Савинов, участвовавший в подготовке эрмитажных картин к эвакуации, умер в блокадном Ленинграде), тоже, кстати осевшая в частной коллекции, пытается перенести язык цветных и световых рефлексов на тему светлых советских будней. Верится с трудом. Когда в 1933–1935-м художнику заказали полотно «Принятие декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной армии» для выставки «15 лет РККА», он вроде бы и пытался «перестроиться». Унылая композиционная схема заседания, какие так рьяно обкатывала живопись соцреализма, массовость, масштаб, сам Савинов позировал себе для фигуры Ленина, – а вышло как-то не по курсу партии. Черное полотно, понурые лица. Этой работы на выставке сейчас нет (но она воспроизведена в каталоге, который шире экспозиции и издан в изящном духе Савинова, даже в тканевом переплете), за советское отвечает парк культуры, в котором художник надеялся вернуться к своему оптимистично-изящному письму, но улыбка вышла вымученной. Его эпоха осталась в начале века, когда форма и была содержанием. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2168
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2077
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14033
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9109

Другие новости