0
3957
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2023 18:03:00

Воображаемое палаццо как приют от беды

В нижегородском "Арсенале" открыли последнюю часть выставочного триптиха "Названо Вазари"

Тэги: пушкинский музей, филиал, нижний новгород, выставка, названо вазари, маньеризм, современное искусство


пушкинский музей, филиал, нижний новгород, выставка, названо вазари, маньеризм, современное искусство Кураторы вплетают в маршрут несколько линий. Фото Алексея Шевцова/Арсенал

Стараниями Джорджо Вазари история искусства обрела деление на Средневековье, Возрождение и маньеризм. С конца 2021 года кураторы Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова представляют в Волго-Вятском филиале Пушкинского музея части выставочного цикла «Названо Вазари», рассказывая о Zeitgeist готики, Ренессанса (см. «НГ» от 28.12.22), а теперь и маньеризма, и приводят в диалог современное искусство. Триптих завершится изданием книги «Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм», запланированным на будущий год.

Историки искусства не пришли к согласию, считать ли маньеризм ренессансным ответвлением, застрявшим между Возрождением и барокко, или автономным периодом. С оценками этого времени, охарактеризованного Вазари как maniera moderna, «современный стиль», тоже не все прямолинейно. Относиться ли к маньеризму как к закатному периоду заимствований у титанов Ренессанса и константному бегству в «манерность» или же как к иному взгляду на проблемы, обозначившиеся в мировоззрении Возрождения? Выставка оставляет в стороне терминологические прения, фокусируется на материале, показывая противоречивость и сложность времени. И отталкивается от беды. 6 мая 1527 года случилось Sacco di Roma, разграбление Рима в ходе Итальянских войн. Вечный город пережил катастрофу, папа Климент VII затаился в замке Св. Ангела, пока верное войско не выкупило его.

Реформация и Контрреформация, разграбление Рима и иконоклазм в Нидерландах, великие географические открытия с новым взглядом на мир (здесь показывают чудный портрет темнокожей пары, один из ранних примеров такого рода) и новая скорость распространения информации (это столетие энергичных центров книгопечатания и активного производства гравюр) – в историческом водовороте свое место в жизни нужно было искать заново. «Фирменная» маньеристическая линия, прихотливая, удлиняющая и утрирующая пропорции, может восприниматься одним из отражений противоречивого духа эпохи. Где большие перипетии сопровождались не только попыткой их осмыслить, отыскать если не ответ, то хоть рифму в прошлом, но и подчеркнутой ставкой на чувственность.

Кураторы вплетают в маршрут несколько линий. Главная – рассказ о духе маньеризма, где витиеватость, цитатность и куртуазность нередко оказывались обратной стороной отчаяния, попыткой «заговорить» зашедшее в тупик время. Этот нарратив включает разные маньеристические акценты, не только итальянский, но и французский и нидерландский. Линия с поисками опор и смыслов нанизана на сценографию (архитектура – бюро PS Culture: Юлия Наполова и Екатерина Мочалова), обыгрывающую путешествие по воображаемому палаццо как убежищу с его пространствами «для всех» и только для своих. Применительно к художникам это касается и карьеры, ведь чем дальше в дом, тем выше вероятность получить заказ. Наконец, еще одна цель выставки – представить работы из коллекции Пушкинского музея и расслышать отклики на них в современном искусстве.

Микеланджело, проживший много дольше Леонардо и Рафаэля, уход которых в 1519 и 1520 годах символически маркировал финал Высокого Возрождения, заглянул за горизонт большой эпохи. Там оказалась бездна. Характерный микеланджеловский трагизм, терзающий, нередко скручивающий физически совершенных героев, обозначил пределы гармонично устроенной вселенной. И эти приемы, и эти смыслы маньеризм тоже взял на заметку, создавая порой причудливые вариации.

Начинаясь крахом, когда падают титаны (Пьетро Бартоли создал гравюру по следам знаменитого ученика Рафаэля Джулио Романо) и низвержены могучие, какими они могли стать именно после Микеланджело, восставшие ангелы, когда с потолка готовы посыпаться предметы привычного быта, а ваза Бориса Макарова «Очарование» глядит клокочущим веществом, – этот мир приходит к книге. Редкий экземпляр второго, дополненного прижизненного издания вазариевских жизнеописаний 1568 года не только посвящение тому, кем инспирирован выставочный триптих и кто, несмотря на выявленные позднее неточности, закладывал основы истории искусства. Это символ книги вообще как возможности найти ответы на вопросы. В разные времена.

Маньеризм тут фланирует между библиотекой и альковом, между театром, маскарадом, садом и молитвенным уединением. Между интеллектуальным диспутом и «ребусами» не всегда разгадываемых сегодня произведений, между всматриванием в прошлое и быстро, с явным удовольствием просыпающимся миром сиюминутного, где соседствуют живописный портрет папы Пия V кисти Шипионе Пульцоне и картина подражателя Доссо Досси «Фокусник» с шулерским шутовством. В маньеризме сосуществуют и «Обручение Св. Екатерины» школы Пармиджанино с его утонченным женским типажом, с типичным для него и для эпохи изящным удлинением конечностей, и «Сцена из комедии дель арте» французского анонима, она же аллегория возрастов: благосклонная к ухаживаниям юноши девица протягивает унылому пожилому поклоннику очки.

Тогда по-новому заработала комбинаторика эстетических и смысловых элементов и стало привычным сосуществование всего и вся. Вот портреты-конструкторы, восходящие к Арчимбольдо (по его утраченной работе сделана «Аллегория земледелия» Никколо Нелли). Вот многочисленные аллегории добродетелей и пороков, выполненные немцем Генрихом Альдегревером, настолько чтившим Дюрера, что его монограмма напоминает монограмму великого предшественника. А вот ставшие у Антонио Темпесты гротескными герои «Неистового Роланда». Воображение отрывается от натуры в погоне за выразительностью. Рядом со старинным рыцарским турниром живут стремительные рисунки «Соколиной охоты» Константина Батынкова, а пристрастию маньеризма к аллегориям отвечает из сегодняшнего дня Егор Кошелев, по случаю написавший портрет коллекционера.

Маньеристичный мир может показаться избыточным в своей чувственности, но она не упускает из виду рацио. Гравюру Джорджо Гизи «Сон Рафаэля (Аллегория человеческой жизни)» называют одной из самых загадочных в XVI веке, но, возможно, речь идет о человеке, не справляющемся с лодкой собственной жизни. Эпоха направляет к нему Разум. Есть здесь и другое кураторское послание отчаивающимся. Небольшая бронзовая фигурка бородача с посохом приписывается Якопо Сансовино, такую или аналогичную ей зарисовывал Тинторетто, работая над знаменитым венецианским циклом для Скуолы Гранде ди Сан Рокко. Но дело в другом. Согбенный мужчина что-то нес, да время избавило его от тяжелого груза. 

Нижний Новгород – Москва


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1451
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1403
Репертуар Нижегородской оперы пополнился "Золушкой" Россини

Репертуар Нижегородской оперы пополнился "Золушкой" Россини

Марина Гайкович

Это вторая из  запланированных премьер сезона

0
2453
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12360

Другие новости