0
4926
Газета Культура Интернет-версия

03.03.2024 18:23:00

Ход времени между Икаром и ангелом

Комнаты Марии Кулагиной в Московском музее современного искусства

Тэги: ммси, выставка, мария кулагина


ммси, выставка, мария кулагина В «живописных перформансах» – соединение, казалось бы, несоединимых форм и мотивов. Фото автора

Третий этаж здания Московского музея современного искусства на Петровке куратор Оксана Воронина и художница Мария Кулагина превратили в «9 комнат, без конца и начала». Тем не менее у выставки есть маршрут, но не тот, что приводит к какой-нибудь цели, это скорее размышление, эмоционально выстроенное, о том, что такое вообще путь, с сомнениями, взлетами и падениями, повседневной рутиной и поэтическими вспышками.

В начале 2000-х Мария Кулагина, представительница художественной династии, внучка Густава Клуциса, член Московского союза художников, оставила традиционные холст-масло, но не живопись. Экспонируемые теперь работы проще всего назвать объектами, но, кажется, куратору в этом слове не хватает сущностной характеристики. Оксана Воронина определяет их как «живописные рельефы» и «живописные перформансы». Преодолев рамки традиционной живописи, они помнят, что вышли из плоскости: исследование пластического начала живописи – одна из главных кулагинских тем.

В ее «живописных перформансах» цепляет соединение, казалось бы, несоединимых форм и мотивов. Живопись то норовит выплеснуться в рельеф и даже в круглую скульптуру, то продолжается в «пространственной» графике. Так, на «Столе» из живописного фона выступают проволочные контуры предметов и, по кураторскому сравнению, «проволока в пространстве походит на застывшую в воздухе графическую линию».

Формы, часто весьма монументальные, напоминают старинные полиптихи, зато сработаны из будничных материалов (фанера, картон, проволока) и интонированы какой-то порывистостью, взвинченностью. Вот «Танец» как светлая форма жизни, за ним «Крах» как обрушение в душную черно-рыжую пучину. Вот «Тень и отражение» в виде агрессивного рыцаря (ли?), рвущегося в дверь и с пугающей наглядностью материализующегося из плоского фона, – а против него в такую же дверь входит ангел. Оба оказались на фоне «Окна», панорамы от пола до потолка, вмещающей зимний двор, где чистят снег, гуляют с собакой, катаются на саночках, и уже на нас глядят десятки других окон. Присмотреться – окна рельефные, будто живые.

Крохотный «Ловец» с удочкой, созданный для 8-й Московской биеннале современного искусства, под высокими потолками западного крыла Новой Третьяковки венчал колонну, сейчас ее разделили на две, но они по-прежнему заставляют вспомнить какую-нибудь древнеримскую триумфальную колонну Траяна. Вспомнить, чтобы от этого оттолкнуться: вместо демонстрации имперской военной силы кулагинское шествие объединило хрупких пританцовывающих, музицирующих, несущих гигантскую рыбу человечков. «Частный» ритм акцентирован тут сопоставлением с чередой натюрмортов, снова совмещающих живопись с выходом в пространство, а будничную «необязательность» мотивов – с повисшей над ними накренившейся рамкой, пустой.

К нынешней выставке художница сделала «Ангела входящего», «Ангела обнимающего» и впервые обратилась к видео. «Ход времени» – трехканальная видеоинсталляция. По сторонам не останавливаются эскалаторы, в центре – ссутулившийся старик, за спиной качается белый кулек, в такт ему стучит метроном. Разведенных по разным комнатам душеспасительных ангелов, как и вечно низвергающегося в длинной перспективе коридора Икара, можно счесть рэперными точками выставки. Вообще, в «9 комнатах», которые не про какую-нибудь окончательность, а про процесс, где одно вечно приходит на смену другому, слушаешь контрапункты, синкопы – то, что принципиально для визуальной поэтики Кулагиной. С ее чересполосицей жизни, где, например, сбоку от импульсивного, объемного «Реквиема» (одной из немногих работ, инспирированной конкретным произведением – моцартовским «Реквиемом») флешбэками размещены картины 1990-х – с семейным ужином с одной стороны, с поминками – с другой.

Но речь не идет об иллюстрировании конкретных событий. И когда обнимающий ангел напоминает Распятие, это не религиозный символ, а отсылка к культурной традиции, поиск и одновременно попытка дать эмоциональную опору. Как и в самом напоминании выставкой о цикличности жизни, «кругообразности времени и условности конца». Этот ход времени то тягучий, то стремительный, то оглушительный, то едва слышимый. И в видео с белым узелком и метрономом в метро, и в «Пути», огромной работе с рекой, что начинается «потоком» эскизов на полу, продолжается лодкой с беспокойной толпой и завершается панорамой берегов и темных вод с вереницей исчезающих вдали лодок. У Кулагиной печаль, шутка, ощущения в принципе – что-то наклевывающееся за визуальным рядом. Логично, что «ключами» к комнатам куратор оставила стихотворные строчки. Они важны не меньше текстов. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1108
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1069
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11957
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8468

Другие новости