Балет "Война и мир". Фото предоставлено Марийским театром оперы и балета
В Москве стартовали Летние Балетные Сезоны. В этом году до конца августа на сцене РАМТа они пройдут уже в 23-й раз: 5 трупп покажут 75 спектаклей. Открыл балетный марафон Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева. Коллектив привез в столицу семь спектаклей. В преддверии гастролей на вопросы «НГ» ответил министр культуры Республики Марий Эл, художественный руководитель театра Константин Иванов.
- Чем Марийский театр оперы и балета будет удивлять московского зрителя в этом году?
- На Летних Балетных Сезонах мы показываем семь названий, среди которых моя авторская версия «Эсмеральды», «Лебединое озеро» со счастливым финалом, «Жизель», которая в последних сценах тоже удивит. Финал «Жизели» у меня трагический: Альберт сходит с ума и умирает. Это мощнейшая точка спектакля, о которой я всегда мечтал: после пережитого на кладбище, и того, что герой совершил в своей жизни –он не может жить, не должен жить.
Для семейного просмотра мы привезли «Щелкунчика» и «Чиполлино» - великолепный спектакль Генриха Александровича Майорова. Я долго «стоял в очереди», у хореографа не было времени, и вот дождался! Уже шесть лет этот балет идет у нас с большим успехом. Дети смотрят с восторгом. А я умиляюсь, наблюдая, как спектакль смотрят папы: молодые ребята приходят со своими детьми, и сами сидят в зале, вытянув шею, - настолько им нравится происходящее на сцене.
- В этом году Летние Балетные Сезоны впервые открылись не «Лебединым озером», а «Войной и миром», премьерой Марийского театра оперы и балета. Почему так?
- Считаю, что в наше время этим спектаклем и нужно начинать! В нем есть абсолютно все – эмоции, глубина, чувства, сила. Музыка Вячеслава Овчинникова грандиозная, потрясающая, она была создана для киноэпопеи Бондарчука «Война и мир». Спектакль тоже получился мощный, яркий, сильный, очень современный - в нем многое перекликается с сегодняшним днем.
«Война и мир» - это классический литературный балет в постановке Андрея Борисовича Петрова. К сожалению, до премьеры мастер не дожил и выпускали спектакль мы уже без него.
Я обратился к Ольге Дмитриевне Полянской, вдове Андрея Петрова, с просьбой разрешить мне сделать «Войну и мир» на сцене Марийского театра. И я благодарен судьбе, что Ольга Дмитриевна пошла навстречу. Сегодня на сцене Марийского театра «Война и мир» идет в моей редакции.
- В ваших постановках всегда мощные мужские партии. Причем, они не просто равны женским, но зачастую и сильнее. Во-первых, с чем это связано? А во-вторых, наверное, в “Войне и мире” это особенно хорошо работает?
- Да, вы правы. Ведь у Толстого очень много мужских образов. Соответственно, есть возможность развернуться и поставить на них и танцевальную лексику, и монологи.
Что касается сильных мужских партий – да, у нас очень сильная мужская труппа. В Йошкар-Оле своя балетная школа, ей уже 25 лет. И театру очень повезло - сразу был очень хороший мужской набор, просто мощнейший. Сейчас ребята уже имеют и звания, и награды различных конкурсов - международных, всероссийских. Сейчас я и сам работаю педагогом, воспитываю студентов. Я прошел школу Большого театра, школу Юрия Григоровича, у которого мужской танец совсем не на вторых ролях, а очень часто и на первых. Поэтому иду путем своего учителя.
- В чем отличие вашего театра и вашей школы от других?
- У нас в Марийской республике особое отношение к балетному искусству, оно стало неким национальным брендом. Школа у нас классическая, но главное – у нас сильная мотивация для ребят оставаться в республике, а не уезжать по окончании училища. У нас если уходят, то уходят совсем из балета, по разным причинам, но такого, чтобы человек сказал: «До свидания, я пошел работать в другой театр», - такого нет.
Фото предоставлено Марийским театром оперы и балета |
- Марийский зритель, конечно, любит «джентльменский набор»: «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящую красавицу», «Щелкунчик», «Раймонду», «Баядерку». Это все у нас идет. Но при этом наш зритель любит и национальный балет. Например, у нас есть мощнейший спектакль, который всегда привлекает публику, - «Лесная легенда» на музыку Анатолия Борисовича Луппова. Постановка основана на марийской национальной легенде.
- Какие у вас планы на будущее в развитии Марийского театра оперы и балета?
- Мы с удовольствием привлекаем в театр молодых хореографов. И еще - у нас уже второй спектакль ставит Борис Эйфман. Его хореография, на мой взгляд, - это вершина современного балета. Лексика Эйфмана неповторима и освоить ее невероятно сложно. Когда-то, году в 1999-м, в Большом театре я просто ломал себя на репетициях «Русского Гамлета», чтобы освоить его лексику.
Чтобы сегодня в Марийском театре обратиться к Эйфману, мы делали много маленьких шажочков, работая с современными хореографами, постепенно готовя наших артистов к более сложной работе. И сегодня они не просто находятся в прекрасной форме, а действительно могут все!
Два года назад Борис Яковлевич поставил с нашей труппой «Русского Гамлета», а в июне мы завершили первый этап работы над балетом «Красная Жизель». Премьера запланирована на 29 ноября.
Причем, первый этап предполагал освоение только первого акта. Но к всеобщему удивлению и радости, за три недели работы ребята освоили весь спектакль!Это вызывает восторг и у Бориса Яковлевича, и у его ассистентов, и всех нас. У артистов глаз горит, они просто кайфуют от того, как получается. После «Русского Гамлета» в «Красную Жизель» они приходят без всякого уговаривания себя.
- Константин Анатальевич, вы ведь еще и Министр культуры Марий Эл. Скажите, как вы все успеваете? У вас министерство и театр рядом расположены?
- Йошкар-Ола небольшой город. У нас население меньше 300 тысяч человек, а в республике проживает менее 700 тысяч человек. Регион очень компактный.
Поэтому я стараюсь правильно распределять время, хотя каждый мой день похож на марафон. Я стараюсь, чтобы обед у меня всегда проходил в театре – в это время я занимаюсь со студентами и занимаюсь сам. Я ведь еще танцую, а для того, чтобы выходить к зрителям, нужно быть ежедневно в форме. И выход на сцену меня врасплох не берет - я всегда готов.
Сейчас мы с вами говорим – а я еду в машине в Килемарский район республики, где буквально через два часа мы будем давать оперу «Акпатыр» Эрика Сапаева под открытым небом в натуральных декорациях – на лугах, на реке, в настоящей деревне.
За один день я могу посетить два района, вернуться в Йошкар-Олу, провести совещание, и вечером попасть на спектакль. Логистика у нас в республике очень удобная. Но, конечно, главные помощники - это моя команда, которая работает и в театре, и в министерстве.
комментарии(0)