Так будет выглядеть новая атомная станция «Пакш-2», финансирование строительства которой гарантировал вчера Владимир Путин. Коллаж с сайта www.mvmpaks2.hu
Почти вся программа однодневного визита Владимира Путина в Будапешт была сосредоточена в одном месте – на спортивной арене имени Ласло Паппа. Президент РФ открыл здесь чемпионат мира по дзюдо, в восьмой раз встретился с венгерским премьер-министром и впервые – с монгольским президентом Халтмагийном Баттулгой. Основные вопросы экономического сотрудничества с венграми были решены раньше – по телефону.
В понедельник президент РФ Владимир Путин отправился со спортивно-рабочим визитом в Будапешт. По приглашению премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и президента Международной федерации дзюдо Мариуса Визера российский лидер принял участие в открытии 31-го чемпионата мира по дзюдо.
Перед поездкой стало известно также, что Дебреценский университет удостоит Путина титула «Почетный гражданин» за то, что в этом учебном заведении будут готовить специалистов для работы на атомной электростанции «Пакш».
Россия и Венгрия еще в конце 2014 года подписали документы о строительстве пятого и шестого блоков единственной в стране АЭС. Благодаря этому проекту в Венгрии появится около 10 тыс. новых рабочих мест. Стоимость проекта «Пакш-2» составляет 12,5 млрд евро, из них 10 млрд Россия выделит в качестве госкредита. На станции будут работать самые современные российские реакторные установки, соответствующие так называемым постфукусимским стандартам надежности и безопасности. Венгры называют проект «бизнес-сделкой века». Если сейчас «Пакш» дает 40% электроэнергии, вырабатываемой в стране, то в будущем Венгрия намерена повысить долю атомной генерации в своей энергосистеме до 70%.
Владимир Путин, как известно, очень любит дзюдо. Не равнодушны к этому виду спорта и в Венгрии.
Последний раз российский президент был в Будапеште в феврале 2017-го, а нынешняя встреча с Орбаном станет восьмой. Обстоятельный разговор по телефону у Путина с Орбаном состоялся в мае. Тогда тоже обсуждали «Пакш» и совместные проекты в газовой сфере». После этого произошло несколько ключевых событий. «Пакш-2» был одобрен Еврокомиссией, тем самым не осталось никаких юридических препятствий для строительства новых блоков АЭС. Началась укладка трубы «Турецкого потока» на дно Черного моря. Болгария передумала отрекаться от русской трубы и в июне подписала с «Газпромом» «дорожную карту» по развитию газотранспортной системы, а в июле уже и Венгрия подписала соглашение с «Газпромом» о продлении к себе «Турецкого потока» через Болгарию и Сербию.
Так что в повестке переговоров неприятных вопросов не предвиделось. Венгрия, похоже, становится страной-моделью, РФ была бы не против, чтобы и с другими странами Евросоюза отношения выстраивались бы в подобном ключе.
Прежде всего следует отметить, что в Венгрии нет фобий по отношению к российским трубопроводам. Наоборот, страна торопится заручиться гарантиями, что и после 2019 года будет стабильно получать российский газ. Дело в том, что у «Газпрома» в конце 2019 года заканчивается контракт с Украиной на прокачку через ее территорию газа в Европу. Тогда же основными магистралями для транзита станут оба «Северных» и «Турецкий» потоки.
Венгрия очень заинтересована в бесперебойных поставках российских энергоносителей, из России в Венгрию поступает примерно 3/4 потребляемой ею нефти и 2/3 природного газа. РИА Новости пишут, что Виктора Орбана, с одной стороны, не прельщает зависимость поставок от непредсказуемых лидеров нестабильной Украины, с другой стороны, альтернативой в виде «Северного потока-2» он тоже не очень доволен.
«Страны Восточной Европы опасаются превращения Германии в практически единственного дистрибьютора российского газа в Европе. Так оно и будет, если вторая ветка «Северного потока» будет построена, а продолжение «Турецкого потока» Берлину удастся заблокировать под каким-либо надуманным поводом, как это было с «Южным потоком» еще не так давно», – говорит доцент Высшей школы экономики Дмитрий Офицеров-Бельский.
Движущая сила современных венгерских политиков похожа на китайский прагматизм: «минимум политики – максимум пользы для страны». В марте в интервью грузинскому телевидению министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил, что его страна осуществляет беспрерывный диалог с Россией. «Мы исходим при этом из прагматичного, а не эмоционального подхода. В списке крупнейших внешнеторговых партнеров Венгрии Россия находится на втором месте, мы за развитие прагматичных отношений с РФ», – сказал грузинам Сийярто.
Доля Венгрии во внешнеторговом обороте России составляет около 1%. По этому показателю она крепкий европейский середнячок, из 28 стран ЕС ровно у половины доля во внешней торговле с РФ меньше, чем у мадьяр.
В 2015 году Россия экспортировала в Венгрию товаров и услуг на 3 млрд долл., а импортировала на 1,7 млрд. В 2016-м объемы еще сократились, экспорт упал на 12,6%, до 2,6 млрд долл., а импорт ужался на 0,4%. Однако, по данным аналитиков Российского экспортного центра, предоставленным «НГ», за 6 месяцев 2017 года РФ импортировала венгерских товаров на 1 млрд, а экспортировала на 1,5 млрд. По сравнению с шестью месяцами 2016-го импорт вырос на 33,6%, а экспорт в плюсе на 23,7%.
«Однозначно утверждать, что Венгрия отвоевывает особый статус в ЕС, активно развивая энергетическое сотрудничество с РФ, нельзя, – считает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. – Венгрия активно диверсифицирует свои возможности по закупке энергоносителей, о чем говорит недавно заключенный контракт о поставках газа в 2019 году из «Турецкого потока». Одновременно официальные власти Венгрии заявляют, что она не будет отказываться от других возможностей получения энергоресурсов (намекая на американский газ из Польши), и подтверждают свои слова практикой – к примеру, подключившись к газовой системе Словакии. Очевидно, что в стране активно борются две силы, одна из которых демонстрирует объективное восприятие России на мировой арене, а другая старается подорвать двусторонние отношения, к примеру тем, что Венгрия входит в Вышеградскую четверку вместе с Польшей, охотно демонстрирующей антироссийские настроения».