0
7432
Газета Экономика Интернет-версия

31.05.2018 00:01:00

Санкции Вашингтона перекрыли доставку грузов в Иран

России могут оказаться на руку западные ограничения

Тэги: сша, санкции, иран, нефть, экспорт, россия


сша, санкции, иран, нефть, экспорт, россия В морские порты Ирана крупные контейнерные перевозчики теперь не заходят. Фото с сайта www.president.ir

Санкции США в отношении Ирана вступают в силу через несколько месяцев, но крупные судоходные компании уже начали отказываться от контрактов с Тегераном. Часть получателей иранской нефти заявили о сокращении поставок. Альтернативой для Ирана может стать экспорт нефти через РФ. Остаются возможности транспортировки и через северные каспийские порты или железнодорожные переходы через Туркменистан. 

Две крупнейшие мировые контейнерные линии – датская Maersk Line и швейцарская Mediterranean Shipping Co. (MSC) – заявили, что сворачивают перевозки общего назначения в Иран, сообщила американская Wall Street Journal (WSJ).

«Не думаю, что какая-либо мировая судоходная компания сможет вести бизнес в Иране, если санкции заработают в полную силу», – подчеркивает гендиректор Maersk Line Сорен Скоу.

Отметим, Maersk Line и MSC перевозят в Иран широкий спектр грузов – от электроники и товаров для дома до продуктов питания и тяжелого оборудования. По словам Скоу, объем поставок в Иран довольно невелик, однако снятие санкций в 2016 году было воспринято как открытие важного торгового направления на Ближнем Востоке, учитывая 80-миллионное население страны. Новые американские санкции окажут негативное влияние и на владельцев танкеров, которые уже думают об отправке своих судов в другие страны региона, к примеру, в страны – производители нефти на Ближнем Востоке или в Западной Африке.

Напомним, что президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе Вашингтона из ядерной сделки с Ираном. Соглашение, заключенное в 2015 году пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией с Ираном, в частности, предусматривает постепенное замораживание ядерной программы Исламской Республики в обмен на отмену экономических санкций. Отказавшись же от этой договоренности, Трамп пригрозил не только вернуть старые, но и ввести новые ограничительные меры против Тегерана. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что президент США готовит «беспрецедентные» санкции против Ирана, чтобы заставить режим вести переговоры о прекращении агрессивной политики на Ближнем Востоке. «Они действительно окажутся самыми сильными санкциями за всю историю», – обещал Помпео, подчеркивая, что для республики последствия американских санкций будут болезненными. «Если Тегеран не сменит свой внешнеполитический курс с выбранного неприемлемого и непродуктивного пути, то он едва ли сможет сохранить свою экономику в живых», – предостерег госсекретарь.

Решение Трампа создаст финансовые и экономические трудности для союзников США, признавал Помпео. Однако предупредил, что Вашингтон всерьез готов наказать европейские компании, продолжающие вести дела с Ираном вопреки новым американским санкциям. «Я знаю, что наши союзники в Европе могут попытаться сохранить прежнюю сделку с Тегераном. Это их решение, им его принимать. Они нашу позицию знают», – объявил Помпео. В Евросоюзе на это объявили о намерении принять меры для защиты интересов компаний, вкладывающих в Исламскую Республику.

Политика санкций и ультиматумов в применении к рынкам углеводородов не может не привести к появлению перманентной «санкционной премии» в цене, считают участники рынка. «Решение президента Дональда Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном поставило под санкционный риск около 5% мировой добычи нефти. Кризис вокруг Ирана может привести к переделу мирового нефтяного рынка», – предполагает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Между тем у судоходной отрасли есть время до начала ноября, чтобы завершить все операции в Иране. Наибольший удар среди перевозчиков придется на две иранские госкомпании – National Iranian Tanker Co. и Islamic Republic of Iran Shipping Lines. «Санкции также окажут влияние на страховые премии в сфере судоходства, а также кредиты для компаний, перевозящих грузы, и поставщиков топлива для иранских судов», – отмечается в статье WSJ.

Если в результате политики Белого дома Иран исчезнет с карты танкерных перевозок, это окажет сильное негативное влияние на операторов. Судовладельцы ранее уже пострадали от переизбытка перевозочных мощностей, а теперь останутся без рынка пятого по величине в мире производителя нефти. Отметим, на Иран приходится около 5% общемировой добычи, в апреле страна экспортировала рекордные 2,6 млн барр. нефти в сутки. Основная часть их поставок идет в Китай, Японию, Индию и Южную Корею.

И некоторые уже заявляют о сокращении поставок. «КНР в настоящее время покупает около 650 тыс. барр. в сутки иранской нефти. И китайские судовладельцы ожидают падения показателя более чем вдвое», – пишет западная пресса. «Мы не решимся на риск нарушения, поскольку значительная часть нашего бизнеса также связана с транспортировкой нефти между США и Дальним Востоком, – заявил WSJ высокопоставленный представитель крупной судоходной госкомпании КНР на условиях анонимности. – Что нас беспокоит, так это то, что наши корабли не смогут отплыть в США».

«Санкции США создают очень сложные условия для судовладельцев», – делает вывод консультант по морским перевозкам Василий Карацас. «Они могут быть занесены в черный список за перемещение иранской нефти или другого груза, оштрафованы, им могут запретить вести бизнес в США. Это не стоит риска», – подчеркивает он.

При этом выиграют от санкций в первую очередь китайские и российские компании, полагала та же WSJ. «Китайские и российские госкомпании пытаются заработать на уходе европейских бизнесов из Ирана», – говорилось в статье издания. «Это плохо для США и Европы, если в конце концов только Россия и Китай смогут вести бизнес в Иране», – говорил исполнительный директор французской энергетической компании Total в Южной Азии Патрик Пуайян.

Россия, по мнению американской газеты, с большей осторожностью относится к Ирану как к партнеру по бизнесу. Однако российские компании устанавливают там контакты. К примеру, в прошлом году «Роснефть» и иранская NIOC утвердили «дорожную карту» по реализации совместных стратегических проектов в сфере нефтегазодобычи, общий объем инвестиций в которые может составить до 30 млрд долл. Речь шла о целой серии месторождений – нефтяных и газовых, которые будут реализовываться совместно с иранскими партнерами. Добыча может составить до 55 млн т в год (см. «НГ» от 30.05.18). Не отказываются от возможного участия в иранских проектах и в ЛУКОЙЛЕ». «Мы продолжаем оценку проектов и обсуждение технических параметров», – сообщал глава ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов. СМИ ранее сообщали, что компания интересуется работой на двух иранских месторождениях – Аб-Теймур и Мансури в провинции Хузестан.

Пока ЕС и ключевые азиатские экономики не объявили о готовности отказаться от ядерной сделки с Ираном. «Учитывая только этот факт, мы не ожидаем существенного влияния американских санкций на поставки товаров. Компании – резиденты стран, не поддержавших санкции, продолжат работу в регионе. Тем не менее снижение конкуренции с высокой вероятностью приведет к повышению цен на логистику», – отмечает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Ситуация заставит Иран искать альтернативных поставщиков и субститутные товары. «На ряд товаров, особенно технологического класса, альтернативу найти будет сложно, это и может стать фактором замедления развития экономики», – не исключает доцент Института бизнеса Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян.

«Экономика Ирана с 1979 года испытывает на себе вред от различных видов санкций и уже неплохо перестроилась, поэтому ограничение на логистику вряд ли сильно ей повредит», – напоминает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По мнению эксперта, США до конца пока не осознают, как будет происходить эта блокада и будет ли она иметь успех. «Это пока просто тест, насколько судовладельцы будут готовы выполнять санкционное законодательство. На уровне стран уже есть понимание, что санкции являются методами экономической борьбы и что бороться в этом поле нужно на государственном уровне», – считает он.

Для российских компаний работа в регионе также может осложниться. «В первую очередь из-за ухудшения спроса на сырье, а также возможных локальных перебоев с поставками оборудования. Это может сказаться и на рентабельности инвестиций», – полагает Нигматуллин. Обратного мнения придерживается Мартиросян. «Не думаю, что российские компании, работающие в Иране, почувствуют осложнения. Во-первых, российские компании работают по подписанным контрактам, проекты реализуются сейчас. Во-вторых, деятельность российских компаний во многом зависит от внутреннего спроса в стране и торгового оборота между Ираном и Россией», – говорит он, полагая, что санкции приведут не к замораживанию проектов, а к скорейшей их реализации.

Между тем, рассуждает замгендиректора компании «Финам» Ярослав Кабаков, альтернативой для Ирана может стать экспорт нефти через Россию. «Точнее, поставки нефти в Россию для ее переработки здесь и использования на внутреннем рынке с одновременным направлением на экспорт больших объемов российской нефти. При существенном дисконте Россия может пойти на такие схемы», – не исключает он. Однако для этого потребуются дополнительные вложения в инфраструктуру. «Порты на Каспии на такое увеличение товарооборота не рассчитаны, кроме того, потребуется дополнительный парк танкеров типа река-море, поскольку использование океанских кораблей даже на мелководном Каспии невозможно, не говоря уж о проходе их по Волге и Уралу», – сообщает экономист, подчеркивая, что если санкции будут сняты быстро, то вложения не окупятся.

Действительно, сворачивание грузоперевозок международными компаниями затрагивает южные морские порты Ирана в Ормузском проливе и Персидском заливе. Однако остаются возможности транспортировки через северные каспийские порты или железнодорожные переходы через Туркменистан. Это значит, что деятельность российских и китайских компаний вряд ли затронет уход международных транспортных компаний из Ирана.   


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первые решения Трампа американцам понравились

Первые решения Трампа американцам понравились

Геннадий Петров

Судя по опросам, политик стал более популярен, чем до избрания президентом

0
1101
Социальная ответственность "Роснефти" вывела ее предприятия в лидеры

Социальная ответственность "Роснефти" вывела ее предприятия в лидеры

Татьяна Астафьева

Внимание компании к сотрудникам отмечено организаторами специального отраслевого конкурса

0
531
CША сигнализируют, что могут ударить ракетами по Китаю

CША сигнализируют, что могут ударить ракетами по Китаю

Владимир Скосырев

Атомная подлодка класса Virginia переброшена на остров Гуам

0
1089
Прекращение огня в Ливане дает шанс ХАМАС

Прекращение огня в Ливане дает шанс ХАМАС

Игорь Субботин

Израиль и "Хезболла" согласились отложить оружие

0
948

Другие новости