Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор, млрд. долл. (накопленным итогом за 4 кв.). Источник: расчеты Кирилла Тремасова
Россия приглашает зарубежных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов на фоне самого резкого падения иностранных инвестиций в экономику страны. Премьер-министр рассказывал о прелестях инвестиционного климата, но не стал останавливаться на причинах бегства капиталов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил в понедельник, что Россия планирует привлечь зарубежных инвесторов к крупным инфраструктурным проектам с участием государства. «Собираемся расширить сферу применения механизма государственно-частного партнерства и упростить порядок заключения концессий», – сказал премьер. Он отметил, что правительство продолжит работу по межгосударственным соглашениям об избежании двойного налогообложения, а также перечислил достижения экономики, которые должны привлечь инвесторов.
По мнению премьера, уровень предсказуемости налоговых условий в России остается более привлекательным на фоне фискальных режимов других стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Дмитрий Медведев рассказал также, что чиновники готовят законопроект об упорядочении неналоговых платежей, которые для бизнеса трудноотличимы от налоговых.
«Снижается государственный внешний долг, финансовые резервы не уменьшаются, а накапливаются, и впервые за несколько лет мы подготовили проект профицитного бюджета», – перечислял глава российского кабмина.
Судя по всему, на совете не стали обсуждать истинное положение с инвестициями в стране, которые упали драматически. Соответственно, не понятно, как именно будут привлекать иностранцев к национальным инфраструктурным проектам.
Центр развития ВШЭ сообщил на днях, что в третьем квартале 2018 года иностранные инвестиции в российскую экономику сократились на 6 млрд долл., и это рекордный показатель за все время.
О том, как привлекали к нацпроектам российских инвесторов через «список Белоусова», наша газета уже писала (см. «НГ» от 09.10.18). Применить тот же трюк с добровольно-принудительным привлечением нерезидентов сложнее, хотя, как известно, часть выводимых из страны денег потом возвращается в виде иностранных инвестиций со счетов, принадлежащих российским бизнесменам. Так что исключить, что правительство думает над подобной схемой, нельзя. Призывы к капитанам бизнеса возвращать активы на родину звучат все чаще.
Нельзя также исключать, что широкая публика не скоро узнает об этих новых списках, так как правительство решило вдруг, что детали некоторых проектов нужно засекретить. Агентство Reuters сообщило вчера, что российские чиновники не собираются, например, раскрывать план дедолларизации экономики. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, такой план пока не готов, так как по нему есть разногласия разных ведомств, но и после представления документа премьер-министру содержимое документа оглашено не будет, так как оно относится к ДСП («для служебного пользования»).
Эксперты не исключают, что даже в ситуации мощного санкционного давления зарубежные инвесторы могут решиться на прямые инвестиции в экономику РФ, однако низкая доходность и валютные риски могут остановить их от участия в крупных инфраструктурных проектах.
«Потенциальным инвесторам не надо рассказывать, как у нас хорошо. Они сами прекрасно знают реальное положение дел и инвестируют не туда, где благоприятный климат, а где банально можно заработать денег», – говорит финансовый консультант Teletrade Михаил Грачев.
С климатом сейчас дела обстоят не лучшим образом. «С санкциями нет определенности, все понимают, что это игра в долгую, и каков очередной раунд санкционной войны, никто не знает», – сказал «НГ» доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. Он отмечает, что кроме внешних причин есть и внутренние. «Налоговая нагрузка в РФ действительно сопоставима с уровнем стран ОЭСР. Но в этот перечень входят страны с развитой экономикой, где уровень налоговой нагрузки и должен быть высокий. У нас в 2017 году он составил 34,5%, но это все-таки много для развивающейся экономики, традиционно в развивающихся экономиках уровень налоговой нагрузки составляет 24–28%», – говорит Алисенов.
Надежды на рост инвестиций некоторые эксперты связывают с возможной брешью в санкциях или сменой власти в Белом доме. «Политика Трампа никому из его союзников и партнеров не нравится, а это значит, что поддержки как внутри страны, так и за ее пределами будет все меньше. При условии изменения власти можно рассчитывать на снижение внешнего давления на Россию», – сказала «НГ» ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова.
«Практика показывает, что инвесторы не особо боятся санкций со стороны ЕС, тогда как ограничения со стороны США могут действительно серьезно повлиять на финансовое здоровье страны. В скором времени нерезиденты могут вернуться на российский рынок: угроза по вводу новых антироссийских санкций, по всей видимости, переносится на неопределенный срок, а рубль укрепляется благодаря решению ЦБ приостановить валютные операции в рамках бюджетного правила», – сказал «НГ» аналитик сети eToro в России и СНГ Михаил Мащенко.
Однако другие эксперты предлагают не надеяться на скорую отмену санкций и предупреждают, что инвестиции в инфраструктурные проекты иностранцам будут, вероятнее всего, малоинтересны. «С учетом нашего подхода к проектированию и согласованию на всех уровнях время реализации проектов может затянуться до неприличия. Инфляционные и девальвационные процессы могут на горизонте 5–10 лет свести всю прибыльность инвестиций к отрицательному значению», – сказал Грачев. По его мнению, проблема санкций вряд ли рассосется сама собой в ближайшие 10–15–20 лет.
«Но это не значит, что инвестициям в российскую экономику не быть. Как минимум, возможен возврат российского капитала, который был в свое время вывезен из России. Попытки репатриации капитала делались, но основной воз пока еще не на родине», – рассуждает Грачев.
комментарии(0)