Вице-премьеру Дмитрию Козаку предстоят нелегкие переговоры по нефтепроводу «Дружба». Фото PhotoXPress.ru
На четверг назначены российско-польские переговоры по очистке трубопровода «Дружба», в котором сохраняется загрязненная нефть из России. Обсуждать размер штрафных санкций и способ очистки нефтепровода поручено вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку. Однако российским чиновникам не нравятся попытки европейцев вначале договориться о суммах компенсаций, а потом уже начать решать проблемы очистки трубопровода. Аналитики предполагают, что суммарный ущерб от беспрецедентного загрязнения экспортного нефтепровода может измеряться миллиардами долларов.
Вопрос об откачке и хранении грязной нефти из нефтепровода «Дружба» пока не решается. По словам вице-премьера Козака, здесь «много загвоздок». «Наши польские партнеры попросили дать им все окончательные условия на будущее. Если мы со всеми другими странами – Словакией, Венгрией, Белоруссией, Украиной – договорились о том, что сегодня решаем технические вопросы, физическое освобождение нефтепровода от некондиционной нефти, то польские коллеги, несмотря на то что в начале был такой же конструктивный диалог, вдруг неожиданно захотели узнать, какая скидка будет на эту нефть и т.д. Поэтому в четверг состоятся дополнительные переговоры», – объяснил вице-премьер. Сам же Козак считает, что страны вначале должны решить вопрос очистки «Дружбы», а потом уже обсуждать компенсации.
Напомним, ранее сообщалось, что министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский обратился к министру энергетики России Александру Новаку с требованием предпринять как можно быстрее «неотложные меры» по возобновлению поставок чистой нефти и очистки нефтепровода «Дружба». Как пояснило польское министерство, Россия пока не предоставила объективный график очистки системы от грязной нефти и не отреагировала на запросы польских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) о компенсации выпадающих доходов. Российские поставщики нефти допустили большие ошибки в связи с поставками загрязненной нефти и должны выплатить за это компенсации, считает премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Подобные требования поступают не только от официальных лиц государств, но и со стороны представителей компаний. Так, нефтяные гиганты Total и Eni сообщили российским контрагентам о заморозке платежей за апрельские поставки загрязненной нефти, пишет агентство Reuters со ссылкой на источники. То есть компании обозначили, что готовы будут заплатить за «испорченную» нефть, но только после того, как будет определен размер ущерба.
Напомним, 19 апреля белорусская компания «Белнефтехим» сообщила о резком ухудшении качества поступающей по нефтепроводу из России нефти. По данным концерна, содержание хлорорганических соединений в поступающей по нефтепроводу «Гомельтранснефть Дружба» нефти Urals превышало «в десятки раз предельные значения по стандарту». В связи с этим оба белорусских НПЗ – Мозырский НПЗ и «Нафтан» – сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии из-за поступления некачественной российской нефти. Позднее был остановлен транзит грязной нефти в Европу (см. «НГ» от 25.04.19). В России проблему признали, но произошедшее назвали диверсией (см. «НГ» от 12.05.19, Россия и Белоруссия создали рабочую группу, которая должна разработать план мероприятий по восстановлению поставок нефти по «Дружбе», а также оценить убытки из-за поставок некачественной нефти.
Частично вопрос поставок по нефтепроводу уже решен, утверждает Козак. «На белорусские предприятия, в Словакию, Венгрию стандартная нефть уже поставляется», – отметил он. В Минэнерго РФ в среду сообщили, что поставка нефти, соответствующей нормативным показателям содержания хлорорганических соединений, в направлении порта Усть-Луга и на белорусские НПЗ была восстановлена. «Кондиционная нефть продолжает движение в сторону границы Венгрии и Словакии.
В течение недели ожидается ее поэтапное поступление на соответствующие узлы учета», – заявляют в министерстве. Со вторника возобновила прием российской нефти компания «Укртранснафта». В тот же день сообщила о снятии ограничений на экспорт нефтепродуктов из-за некачественной нефти из России и Белоруссия.
Рапорты о возобновлении поставок чистой нефти не имеют смысла, подчеркивают эксперты. Грязная нефть все еще находится в нефтепроводе и блокирует поставки. Для возобновления его работы зараженная нефть должна быть удалена.
Вместе с тем стороны пытаются подсчитать хотя бы предварительные потери. При этом российская сторона не торопится называть цифры своих потерь. «Газпром нефть» оценивает ущерб компании от загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба» как некритичный. Общий ущерб от загрязнения нефти в нефтепроводе «Дружба» может составить около 100 млн долл., предполагал Александр Новак.
Ранее такую же цифру, но как потери только белорусской стороны называл президент Белоруссии Александр Лукашенко. Эта сумма включала и недополученную выручку от приостановки экспорта нефтепродуктов. Уже позднее вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко сообщал, что только стоимость оборудования на Мозырском НПЗ в Белоруссии, вышедшего из строя в результате загрязнения российской нефтью, предварительно оценивается в 30 млн долл. Белоруссия оценила объем загрязненной нефти в 9 млн барр., которая в нормальных условиях стоила бы около 500 млн долл., сообщали в Reuters.
Нефтепровод «Дружба» обеспечивает четверть экспортных поставок черного золота. Карта Михаила Митина |
В Reuters подсчитали, что прием нефти в систему «Транснефти» 1–16 мая снизился на 6% к среднему уровню апреля, до 19,1 млн т, а сокращение экспортных поставок в Белоруссию и дальнее зарубежье составило 1,8 млн т, что оценивается в сумму около 1 млрд долл. Если поставки нефти не возобновятся до конца мая, сумма потерь может удвоиться. «Если исходить из известных вводных про простой, то получается около 5 млрд долл. выпадающих экспортных доходов до конца года», – рассказывал главный экономист ING по РФ и СНГ Дмитрий Долгин.
Кроме того, как сообщается, 1,2 млн т грязной нефти остается в трубах на территории европейских стран. Еще 1,5 млн т – извлечены, и их пытаются продать, но даже с дисконтом в 20% зараженное сырье отказываются брать. Предполагалось переработать грязную нефть, однако это не вполне удается. По некоторым данным, французская Total намеревалась переработать некондиционную нефть на одном из своих заводов, но план провалился после того, как на заводе отказало оборудование.
Другой вопрос – когда экспортный нефтепровод сможет вернуться к нормальной работе. Александр Новак сообщил, что экспорт кондиционной нефти из России по нефтепроводу «Дружба» в полном объеме будет восстановлен в конце мая – начале июня. В Белоруссии уверяли, что восстановление транзита российской нефти через их страну в полном объеме возможно лишь к концу июля. Однако все эти сроки, видимо, так или иначе зависят от готовности России платить пострадавшим странам компенсации.
Основные потери – репутационные, считает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян. «Нанесен сильный удар по репутации России как поставщика качественной нефти. Финансовые последствия лягут прежде всего на «Транснефть», – продолжает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «В любом случае придется восстанавливать то, что создавалось десятилетиями, – статус надежного партнера, поставщика энергоресурсов», – говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Вадим Свирчевский.
Помимо прямых затрат на очистку трубопроводов, откачу некондиционной смеси, перевозку и хранение «Транснефти» еще предстоит, вероятно, компенсировать затраты на ремонт белорусских НПЗ и наверняка выплачивать неустойку за недопоставленные объемы нефти как потребителям – в Белоруссии, Польше, Венгрии, Словакии, Чехии, Германии, так и поставщикам, рассуждает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Каждая позиция будет уточняться, по каждой будут вестись переговоры. До тех пор точную сумму потерь оценить проблематично, тем более что чем дольше затягиваются восстановительные работы, тем больше потери. Общий материальный ущерб «Транснефти» может в итоге составить от 0,1 до 1 млрд долл.», – говорит эксперт.
Это может в итоге привести к потере для России доли европейского нефтяного рынка, не исключает доцент РАНХиГС Тамара Сафонова. «Ущерб российской стороны может включать компенсации за ухудшение качества сырья; компенсации транспортным организациям за недополученную выручку от транспортировки нефти; затраты на демонтаж поврежденного оборудования НПЗ, ремонт и замену установок; стоимость транспортировки по возврату некондиционной нефти; компенсацию других затрат», – перечисляет она.
комментарии(1)
0
ildar 04:33 24.05.2019
А почему всё бремя по выплатам компенсаций ложится на ГОСУДАРСТВО ? Ведь все пользователи трубы это предприятия принадлежащие частным или акционерным компаниям !!! Так почему акционеры не несут ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ?