Спад в производстве пока не увеличил безработицу в стране. Фото Reuters
В октябре зафиксировано ухудшение деловой активности в обрабатывающей промышленности России. Причем оно стало самым быстрым за пять месяцев. Возобновилось падение производства. Да и в других отраслях ситуация немногим лучше. Погрузка на железных дорогах, которую считают верным индикатором роста или спада в целом по экономике, в октябре выросла, но всего на 0,3%. При этом в годовом выражении сохраняется спад на 3,2%. То же и с другими так называемыми опережающими индикаторами, которые могут дать представление об общем состоянии экономики до публикации официальной статистики.
Индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей России в октябре 2020 года опустился до 46,9 пункта, сообщается в исследовании аналитического агентства IHS Markit. В сентябре он был на уровне 48,9.
Напомним, значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня – на ее замедление.
«Общее ухудшение деловой конъюнктуры было самым быстрым за пять месяцев. Тем не менее темпы падения были намного медленнее, чем в апреле», – говорится в обзоре. В первую волну коронавируса, в апреле показатель упал с 47,5 до 31,3 пункта, что было самым резким ухудшением деловой конъюнктуры за всю историю подсчетов, которые ведутся с сентября 1997 года.
В IHS Markit считают, что более быстрому общему спаду в октябре способствовало возобновление падения объемов промышленного производства. Опрошенные представители компаний обычно связывали это со слабым клиентским спросом и продолжающимся негативным воздействием пандемии коронавируса. Было отмечено заметное сокращение числа новых экспортных заказов. Некоторые компании отметили, что предложений и скидок было недостаточно, чтобы побудить клиентов размещать заказы.
Участники исследования также зарегистрировали значительное увеличение сроков поставок на фоне нехватки сырья и логистических затруднений, вызванных пандемией. Нехватка поставщиков способствовала резкому увеличению затрат. Цены на сырье росли заметными темпами – самыми резкими с августа 2018 года. Некоторые респонденты также отметили, что неблагоприятные обменные курсы привели к росту импортных цен.
«Российские производители потеряли дальнейший импульс к восстановлению в октябре, поскольку производство и новые заказы сократились. Единственным ярким пятном стал внешний спрос, который вырос впервые с декабря 2018 года. Слабые условия внутреннего спроса оказали давление на решения о приеме на работу, поскольку места уволенных по собственному желанию нечасто восполнялись на фоне растущих свободных мощностей и усилий по сокращению расходов. Однако компании пытались сохранить маржу, поскольку самый быстрый рост цен на сырье с августа 2018 года был встречен резким увеличением отпускных цен. Согласно нашему последнему прогнозу, производственный сектор России продолжит сокращаться до второго квартала 2021 года, поскольку ожидается, что вызовы внутреннего спроса и сохраняющаяся неопределенность в отношении пандемии будут влиять на восстановление», – подчеркнула экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.
В понедельник появилась информация о производстве нефти, газа, бензина, которая показывает нестабильность ситуации, а рост по некоторым позициям относится к труднонаблюдаемому, из-за чего он не может повлиять на данные за весь год.
Например, по оперативной информации, погрузка на сети российских железных дорог в октябре составила 109,9 млн т, что на 0,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот вырос на 0,4%. При этом падение за январь–октябрь 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 3,2%.
В октябре добыли 42,2 млн т нефти с газовым конденсатом – это на 11,2% ниже показателя октября 2019 года. За 10 месяцев добыча снизилась на 8,2%. Экспортировали нефти в октябре на 18,9% меньше, чем в октябре 2019-го, говорится в отчете Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭКа. В октябре был рост на 0,9% производства газа, хотя в январе–октябре уменьшение составило 7,2%. В октябре сократилось производство бензина на 11,6%, электроэнергии – на 3,8%. Потребление электроэнергии также сократилось – на 2,9%.
Добыча угля в России в октябре 2020 года уменьшилась по сравнению с показателем октября прошлого года на 12,7%, до 35,2 млн т, добавили в ЦДУ ТЭКа. Этот показатель существенно упал и за 10 месяцев – на 9,7%.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН провел свои расчеты итогов работы промышленности в октябре 2020 года. Там составили «сводный совпадающий индекс» промпроизводства, согласно которому темп промпроизводства в октябре 2020-го по сравнению с октябрем 2019-го упал на 5 процентных пунктов, до 95%. В сентябре этот показатель составлял 106,5%. При этом темп роста промпроизводства со снятой сезонностью в октябре 2020 года по сравнению с предыдущим месяцем там оценивают в 0,1%.
Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП) также отметил явное торможение в октябре посткризисного восстановления спроса и выпуска промышленности в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации и неочевидных действий властей. Однако, отмечает завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло, прогнозы спроса и особенно планы выпуска пока не имеют очевидных признаков скорого наступления второй волны кризиса. «Предприятия продолжают набор персонала и вывели баланс планов найма на докризисный уровень. Хотя спрос на промпродукцию вновь продемонстрировал остановку посткризисного восстановления. Прогнозы продаж, достигшие посткризисного максимума в августе, в сентябре-октябре стали снижаться, пока, однако, очень медленно», – говорит Цухло.
Президент отраслевой ассоциации «Росспецмаш», совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин отметил, что панических настроений в связи с высоким уровнем заражения коронавирусом в обрабатывающих отраслях нет. «Мы работаем, как минимум по сельскохозяйственной и дорожной технике падения нет, и я его не предвижу. Вторая волна эпидемии пока не влияет на спрос и на работу в целом», – сказал он. Оказывают свою положительную роль и меры поддержки со стороны государства: приобретение техники субсидируется покупателям, также осуществляется поддержка экспорта. Вместе с тем, по словам Бабкина, ситуация была бы стабильнее, если бы меры поддержки были масштабнее. «Стоимость кредитов сейчас, конечно, меньше, чем была три года назад, но деньги все еще обходятся дорого, ЦБ не продолжает снижать ключевую ставку. В качестве поддержки можно было бы также снизить налоги, возможности для этого у правительства сейчас есть», – сказал «НГ» Бабкин.
Ранее он приводил цифры, что общий объем производства сельскохозяйственной, строительно-дорожной и прицепной техники в России за 7 месяцев 2020 года превысил 126 млрд руб., что на 12% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Численность работников в отрасли за это время выросла на 2% – до 93,6 тыс. человек.
«Результаты октября не должны стать худшими по итогам года, это все еще отголоски непростой весны, – сказал «НГ» доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Каленов. – Самое тяжелое бремя кризиса пришлось на второй квартал 2020 года, когда посредством изоляционных мер обрабатывающая промышленность была введена в «искусственную кому». Конечно, выход из этой ситуации будет долгим и болезненным. Кроме того, нависла угроза нового локдауна, но скорее всего такого масштабного, как это было в апреле-мае, все-таки удастся избежать». Эксперт обращает внимание, что государство запустило механизмы поддержки и они помогли, но все это в краткосрочной перспективе. «Коронавирус вскрыл более глубокие, стратегические проблемы, связанные с нашей технологической отсталостью. Для подъема обрабатывающей промышленности нам необходимо развивать технологии, связанные с формированием и развитием материально-технической базы. Обрабатывающие отрасли являются драйвером роста производительности труда и основной платформой для внедрения инноваций. Именно они в первую очередь нуждаются в государственной поддержке. Положительный импульс может быть возвращен только при активном участии государства».
комментарии(0)