0
6386
Газета Экономика Интернет-версия

20.04.2022 20:02:00

Минфин пересматривает параметры бюджета-2022

Отказ от пополнения резервов в идеале обеспечит экономику дополнительными 6 триллионами рублей

Тэги: экономика, бюджет, доходы, расходы, резервы, ьюджетное правило, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

On-Line версия

экономика, бюджет, доходы, расходы, резервы, ьюджетное правило, западные санкции У министра финансов Антона Силуанова пока есть возможности для быстрого наращивания госрасходов. Фото фонда «Росконгресс»

Первый квартал завершился для российского бюджета существенным увеличением как доходов, так и расходов. Прогнозировать ситуацию пока затруднительно из-за санкционной неопределенности, между тем одна из особенностей этого года – временное отступление от бюджетного правила – все же позволяет сделать предположения. Как подсчитали в Центре развития Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), при сохранении мировой конъюнктуры на уровне марта 2022 года отказ от бюджетного правила может обеспечить казне в этом году дополнительные 6 трлн руб. для финансирования расходов и погашения долга. В Минфине сообщили «НГ», что ведомство сейчас пересматривает и анализирует параметры бюджета на 2022 год с учетом проработки разных сценариев.

Федеральный бюджет РФ в первом квартале получил существенный приток доходов и обеспечил заметное – с опережением инфляции – увеличение расходов. Ссылаясь на предварительные данные Минфина, эксперты Центра развития НИУ ВШЭ сообщили в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе», что увеличение доходов составило в годовом сопоставлении 35%. Нефтегазовые поступления бюджета увеличились за указанный период на 84%, а ненефтегазовые – на 14%.

Расходы бюджета за тот же период увеличились, по данным экономистов, в номинальном выражении на 20%. Как сообщил во вторник на заседании президиума правкомиссии по повышению устойчивости экономики глава Минфина Антон Силуанов, это «самый быстрый рост расходов за последние годы».

В неизменных ценах рост составил примерно 8%, следует из обзора ВШЭ. По Росстату, напомним, годовая инфляция по итогам первого квартала 2022 года составила в РФ примерно 11,5%. «Опережающими темпами растут расходы на национальную экономику, здравоохранение, СМИ, обслуживание государственного долга», – перечисляется в обзоре.

Но в условиях санкционной неопределенности прогнозировать дальнейшее развитие ситуации затруднительно. «Вероятно, большая ясность с формированием доходов образуется в середине года», – отметил в обзоре ведущий научный сотрудник «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

Между тем, по замечанию экономиста, «проблемы с формированием доходов, которые могут возникнуть в последующие месяцы 2022 года, будут решаться в том числе за счет временного отступления от бюджетных правил и направления на финансирование расходов и бюджетного дефицита дополнительных нефтегазовых доходов». «В марте текущего года действие бюджетных правил было приостановлено», – напомнил он.

Прежде всего бюджетное правило предполагало, что нефтегазовые доходы, полученные благодаря превышению текущих нефтяных цен над заложенной в бюджете низкой базовой ценой, должны направляться в резервы.

Этот подход и раньше вызывал у части экспертов критику из-за того, что средства фактически изымались из экономики, они не шли на развитие, а аккумулировались в «кубышке». Когда же выяснилось, что российские резервы вовсе не обязательно становятся финансовой подушкой безопасности, ведь их вполне могут частично заморозить западные страны, такой подход в принципе потерял смысл.

В «Центре развития» сообщили, что в соответствии с действовавшим в начале 2022 года бюджетным правилом в январе и феврале объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые были направлены на покупку валюты и золота для резервов, составил около 1,2 трлн руб. Исходя из этого можно оценить, сколько теперь – при временном отказе от бюджетного правила – экономика способна получить средств.

«При сохранении мировой конъюнктуры на уровне марта 2022 года речь может идти примерно о 6 трлн руб. дополнительных ресурсов для финансирования расходов и погашения долга в течение марта-декабря 2022 года», – сообщает «Центр развития».

83-4-2480.jpg
В Министерстве финансов прорабатывают разные
 сценарии с учетом внешней конъюнктуры. 
Фото агентства «Москва»
Хотя, как отметил Чернявский, на эти оптимистические оценки «может существенным образом повлиять сокращение российского экспорта нефти и газа (если оно произойдет под влиянием пока не принятых санкций)».

Кроме того, в «Центре развития» ожидают, что «расходы федерального бюджета по сравнению с планом на 2022 год будут переформатированы»: «Их общий объем будет определяться под влиянием геополитических проблем, ускорения инфляции, существующих у Минфина резервов и дополнительных возможностей финансирования».

«В настоящее время мы пересматриваем и анализируем параметры бюджета на 2022 год с учетом проработки различных макроэкономических сценариев, учитывающих текущую ситуацию и условия внешней конъюнктуры», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина.

«В течение года дополнительные нефтегазовые доходы можно направлять на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга, увеличение расходных обязательств», – подтвердили в Минфине. «Мы очень аккуратно относимся к финансовым мерам. Делаем это сбалансированно», – пояснял во вторник Силуанов.

Также в министерстве напомнили, что временное отступление от бюджетного правила в части использования дополнительных нефтегазовых доходов законодательно ограничено 2022 годом.

Не только бюджетное правило, но и другие принципы формирования бюджета, ставшие для многих привычными, такие, как отсутствие дефицита (а по факту достижение профицита) и откладывание исполнения многих расходов на конец года, сейчас необходимо в корне пересмотреть, считает замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.

«В сложившихся условиях налогово-бюджетная политика должна стать стимулирующей в полном смысле этого слова, что предполагает как снижение нагрузки по налогам и аналогичным платежам, так и наращивание определенных видов расходов бюджета, прежде всего тех, которые направлены на оживление инвестиционной активности и расширение предложения товаров и услуг», – пояснила эксперт.

В стране необходимо создать благоприятные условия для развития новых производств, в том числе импортозамещающих. «Для этого особое значение имеют стимулы для инвесторов – например, предоставление им налоговых вычетов и субсидий, обеспечивающих доступность заемных средств, – уточнила Кононова. – Крайне важны также инвестиционные расходы со стороны бюджета, такие как реализация запланированных инфраструктурных проектов».

«Россия нуждается в серьезной и быстрой замене иностранных инвесторов в экономике. Такими средствами сейчас обладает только государство, поэтому ряд отраслей придется развивать за государственный счет, – говорит гендиректор компании «Универ Сбережения» Виктор Шахурин. – В первую очередь это касается интенсивного развития автомобилестроения, авиастроения и судостроения. Но это только верхушка айсберга. Понадобится восстанавливать всю вертикаль производства. Рассчитывать на международную кооперацию сейчас не приходится».

Так что, по его словам, более вероятно, что правительство резко нарастит расходы бюджета и в том числе Фонда национального благосостояния на развитие пострадавших от санкций отраслей, на импортозамещение.

Причем, по мнению Кононовой, если бюджет в таких условиях станет дефицитным, это нужно будет воспринимать не как негативное явление, а как его неотъемлемое свойство.

«Правительство показывает, что оно готово увеличивать расходы на поддержку экономики», – отметила руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. Она напомнила, что, по заявлению премьер-министра Михаила Мишустина, которое он сделал, в частности, выступая перед депутатами в Госдуме, бюджет в этом году будет с нулевым профицитом вместо изначально запланированного в законе профицита на уровне 1,3 трлн руб.

Впрочем, пока что по итогам первого квартала бюджет исполнен как раз с рекордным профицитом почти 1,2 трлн руб. «С точки зрения исполнения бюджета ситуация 2022 года уже уникальна. Прошлый год и Федеральный центр, и регионы завершили более успешно, чем это ожидалось: при отчасти зажатых расходах доходы существенно возросли, поэтому в текущий год бюджетная система вошла с существенным запасом, – пояснил директор центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов. – Позитивно был исполнен бюджет и в первом квартале 2022-го». Помогли как высокие цены на энергоносители, так и собранные налоги за результаты хозяйственной деятельности прошлого года. Однако сейчас, по уточнению эксперта, перспективы исполнения бюджетов разного уровня весьма неопределенны.

«Отказ от бюджетного правила – логичная мера в условиях спада в экономике и невозможности накапливать резервы из-за санкций», – продолжила Беленькая.

Своевременным назвала этот отказ и Кононова, хотя она обратила внимание на то, что сам срок действия отказа (решение касается 2022 года), по ее оценкам, слишком короткий. «Для того чтобы бюджетная политика стала в полной мере стимулирующей, подобное решение следовало бы продлить как минимум на бюджетную трехлетку», – уверена эксперт.

При этом не только от внешних факторов зависит дальнейшая ситуация с доходами федерального бюджета, но и от внутренних – от того, какие условия будут сейчас созданы для бизнеса. «Наилучшей стратегией сейчас было бы сделать упор на развитие новых производств, создание новых рабочих мест, – подчеркнула Кононова. – Такое расширение предложения товаров и услуг обеспечит расширение и налоговой базы, а значит, и доходов бюджета». 


статьи по теме


Читайте также


Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Михаил Сергеев

Соединенные Штаты продолжают жестко контролировать распространение технологий добычи на глубоководном шельфе

0
1977
Константин Ремчуков. В ежегодном рейтинге Китай стал второй после США страной по воздействию мягкой силы. РФ – на 16-м месте

Константин Ремчуков. В ежегодном рейтинге Китай стал второй после США страной по воздействию мягкой силы. РФ – на 16-м месте

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 24.02.25

0
2859
Британский премьер едет налаживать контакты с Трампом

Британский премьер едет налаживать контакты с Трампом

Данила Моисеев

Если Париж говорит с президентом США от имени ЕС, то Лондон – от имени НАТО

0
1738
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
2489

Другие новости