0
4124
Газета Экономика Интернет-версия

15.01.2024 20:44:00

Новым российским самолетам обещают новые двигатели и названия

На программу авиастроения выделят 280 миллиардов рублей

Тэги: экономика, сектора, финансирование, кино, авиастроение, проблемы, льготы, авиаперелеты, субсидирование


экономика, сектора, финансирование, кино, авиастроение, проблемы, льготы, авиаперелеты, субсидирование В правительстве зафиксировали рекорд посещаемости кинотеатров. Фото с сайта www.government.ru

Российские министры обещают увеличить финансирование самых разных секторов российской экономики: от производства отечественного кино до наращивания выпуска самолетов и автомобилей. В автопроме производство вышло на уровень в 700 тыс. в год. А российская авиационная промышленность снова обещает увеличить производство, несмотря даже на весьма неубедительные результаты завершившегося 2023 года.

Правительство утвердило программу по расширению производства самолетов, двигателей и авиационных приборов, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами в понедельник. По словам главы кабинета, документ также предусматривает техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей и проведение соответствующих опытно-конструкторских работ, «включая создание новых материалов и электронной компонентной базы». Принято решение использовать для ее финансирования средства Фонда национального благосостояния. «На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 млрд руб.», – сказал Мишустин.

Он сообщил, что за следующие шесть лет в России должно быть построено более 600 «полностью отечественных лайнеров». «Основу парка российских авиакомпаний составят Superjet и флагманские МС-21, эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. Также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300», – перечислил премьер. На сайте правительства сообщалось, что отечественным авиаперевозчикам планируется передать 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21-310, 70 самолетов Ил-114-300, 115 машин Ту-214 и 12 самолетов Ил-96-300.

В авиастроении сейчас две основные проблемы. Первая – РФ пока не может заместить на новых самолетах западные двигатели. Иностранные комплектующие в российских самолетах Ту-214, МС-21 и Superjet планируется заместить в ближайшие два года, сообщил в декабре вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его словам, для новых марок самолетов обсуждается возвращение советского бренда «Яковлев».

Вторая проблема – дороговизна новой техники, которая должна в небольших количествах поставляться в авиакомпании уже в 2024 году. РФ планирует выделять субсидии на компенсацию разницы между себестоимостью новых гражданских самолетов и их коммерческой ценой, сообщил гендиректор «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Юрий Слюсарь летом 2023 года. По его словам, стоимость первых самолетов «превышает возможности авиакомпаний». Программа производства гражданских самолетов МС-21 будет убыточна до 2035 года при нынешней заявленной цене на этот самолет, заявлял главный экономист «ВЭБ.РФ», глава экспертного совета по диверсификации ОПК комплекса и импортозамещению при правкомиссии по импортозамещению Андрей Клепач.

Впрочем, субсидирование отрасли уже стало ее неотъемлемой частью. В 2023 году, например, на субсидирование авиаперелетов для льготников из удаленных и труднодоступных населенных пунктов Дальнего Востока из федерального бюджета было направлено более 10 млрд руб. (средства идут на возмещение затрат авиакомпаний на организацию таких перевозок). В 2012 году была запущена программа субсидирования для лизинговых компаний, закупающих отечественную авиатехнику, в рамках которой государство возмещает 90% затрат на уплату процентов по кредиту. В 2023–2025 годах на субсидирование кредитов для лизинговых компаний в федеральном бюджете предусмотрено более 30 млрд руб.

В понедельник правительство отметило сферу, где импортозамещение прошло практически полностью, о чем и отчиталась вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Российские кинотеатры в период новогодних праздников посетили 14,8 млн раз, при этом 14,2 млн посещений из них приходились на отечественные фильмы. Доходы кинотеатров в эти новогодние праздники на 38% превосходят доходы допандемийного 2020 года, сообщила она. Планируется, что сборы января от отечественного кинопроката будут равны показателям всего 2016 года.

Вице-премьер добавила, что среднесуточная посещаемость кинотеатров в новогодний период составила 1,8 млн, ежедневно в кинотеатры приходило на 175 тыс. зрителей больше, чем за аналогичный период 2023 года. Кассовые сборы кинопроката в России за первую неделю января составили 5,8 млрд руб., 95% суммы собрали именно отечественные фильмы, сообщила вице-премьер. Такие показатели в новогодние праздники – абсолютный рекорд, отметила она. Члены правительства обсудили в понедельник и ситуацию с транспортом наземным. Производство автомобилей всех сегментов в России в 2023 году увеличилось на 16%, до более 720 тыс., сообщил Мантуров. По его словам, всего на внутреннем рынке было продано более 1,3 млн новых автомобилей всех видов. Ранее Минпромторг РФ сообщал, что продажи новых легковых автомобилей за 2023 год выросли на 62%. Легких коммерческих автомобилей (LCV) продали на 35% больше, 105 тыс. Рынок грузовиков вырос на 74%, до 140,2 тыс., а рынок автобусов увеличился до 17,8 тыс., там рост на 19%.

Мантуров отметил также, что по программам льготного автокредитования и лизинга было продано 62 тыс. автомобилей, на эти программы было направлено около 16 млрд руб. В целом на финансирование программы льготного автокредитования в 2024–2026 годах из федерального бюджета планируется выделить, по данным Минпромторга, 65 млрд руб., что позволит дополнительно реализовать более 330 тыс. автомобилей отечественного производства. 

Механизм льготного автокредитования расширен на многодетные семьи, приобретающие автомобиль отечественного производства на территории Дальневосточного федерального округа, сообщил в понедельник Мантуров. На программу льготного лизинга могут направить порядка 31 млрд руб., что позволит реализовать еще более 100 тыс. авто.

В 2023 году российский авторынок стал наполовину китайским, поскольку именно китайские производители установили в нашей стране рекорды продаж. В прошлом году в России официально начали работать 19 новых китайских брендов, сообщили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). К 2024 году общее число китайских марок в РФ достигло 29, а с учетом параллельного импорта – в два раза больше. За 2023 год они все вместе смогли продать 553 тыс. машин и увеличили долю присутствия с 17 до 49%. К концу 2023 года почти две трети автосалонов в России стали китайскими.

Популярность китайских марок несколько померкла на фоне слабого их противостояния российским морозам. В сети есть немало видеосвидетельств того, как от низкой температуры у «китайцев» трескаются бамперы. Автоэксперт Сергей Логинов считает главным минусом эксплуатации китайских автомобилей зимой жидкокристаллические мониторы. Он отметил, что с наступлением морозов в станции техобслуживания с такой проблемой обратилось наибольшее количество владельцев машин из КНР.

При этом в планах китайских производителей – доставить в 2024 году на рынок РФ порядка 1,2 млн автомобилей, и если прибавить к этой цифре производство внутри страны, то получится около 1,9 млн машин. Столько рынок не «переварит», считает генеральный директор компании «Автодом» Андрей Ольховский. По его мнению, 2024 год может стать провальным для автобизнеса из-за перенасыщения рынка и недостаточной покупательной способности населения.



Читайте также


Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
1852
Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Наталия Григорьева

Сценаристы "Тихого места" сняли религиозный хоррор

0
1801
G20 в плену политизированности

G20 в плену политизированности

Юрий Паниев

Включение в повестку саммита в Бразилии непрофильных проблем малопродуктивно

0
2219
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
4829

Другие новости