С дедовскими заветами во многом связано украинское политическое многоцветье. Фото Reuters
«Еще жива Украины и слава, и воля» – с этих слов начинается украинский государственный гимн («Ще не вмерла України і слава і воля»). Красивая, удалая и торжественная казачья песня на слова Павла Чубинского и музыку Михаила Вербицкого, которая так не понравилась бывшему послу США в Киеве. Суть гимна – в его припеве. О самом дорогом, заветном в характере украинцев: «Душу и тело мы положим за нашу свободу И покажем, что мы, братья, казацкого рода» («Душу й тіло ми положим за нашу свободу /І покажем, що ми, браття, козацького роду»).
Донецкий вентерь
Украинцы любят петь свой гимн сообща, особенно на политических мероприятиях, выражая тем самым свою вольнолюбивую казацкую душу. Гимн того стоит. Однако все ли политики при этом верны в своих делах казачьим заветам? И все ли понимают, кто такие казаки, сколько их сегодня в стране и насколько влияют казачьи принципы и традиции на современную украинскую политику?
С началом текущих драматических событий в Украине автора этих строк не покидало ощущение, что после госпереворота временная центральная власть в Киеве вообще не ведает (или делает вид, что не понимает), в какой стране она живет. Речь даже не о Крыме – это другая тема и отдельная проблема.
В Восточной Украине формирования киевской власти вместе с наемниками проливают кровь своего народа. И неожиданно попадают в большой казачий вентерь – оперативный капкан.
Когда управляемые «кукловодами в штатском» банды погромщиков и поджигателей расползлись по всей Украине, то на Донетчине и Луганщине их встретил неодолимый отпор со стороны наследников славных традиций Всевеликого войска Донского, в пределы которого несколько веков входили как Донецкий округ нынешние Донецкая и Луганская области. Кто такие эти ополченцы? – такой вопрос многие задают до сих пор.
Мне не довелось подпасть под влияние ни московской, ни киевской «пропаганды», для баланса информации достаточно было «картинок» и комментариев того же Серджио Кантоне по Euronews. Остальное подсказала многовековая история донцов и запорожцев. Конечно, казачество как военное сословие и военная община ушло в прошлое. Но остались потомки казаков, наследники традиций, дедовские заповеди и весь опыт вольного казачества.
Что имел в виду и.о. президента Александр Турчинов, когда еще перед выборами 25 мая называл своих оппонентов «незаконными парамилитарными формированиями типа казачества»? Оставалось услышать от нового украинского президента, как он понимает ситуацию, людей на востоке Украины и есть ли у него уже готовый план действий, пакет указов, а не только пожеланий «за все хорошее против всего плохого».
В речи на своей инаугурации 7 июня Петр Порошенко заявил, что начинает свою работу «с предложения мирного плана». А именно: «Настоятельно призываю всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его». К кому конкретно он обращается, куда складывать оружие и что делать с «бандами Коломойского» и другими подобными неконституционными формированиями, осталось без пояснений.
Далее предложен «контролируемый коридор для российских наемников» и «мирный диалог»: «Понятно, что не со «стрелками», «абверами», «бесами» или другой нечистью. Речь идет о диалоге с мирными гражданами Украины». И рефреном Петр Алексеевич обращается к жителям Донетчины и Луганщины по-русски: «Дорогие наши братья и сестры, сограждане!» Ни слова извинения за обстрелы мирных сограждан тяжелой артиллерией и авиацией.
И вот кульминация, президент называет террористами казачий народ: «Многие из вас уже успели ощутить на себе «прелести» правления террористов». За этим следует обещание приехать в Донбасс «в самое ближайшее время»: «С миром. С проектом децентрализации власти. С гарантией свободного использования в вашем регионе русского языка...» Опять вопрос: а сейчас кто мешает дать гарантии и начать переговоры?
Будущие историки права еще займутся расшифровкой следующей фразы Порошенко: «Сегодня нам нужен легитимный партнер по диалогу. Говорить с бандитами мы не будем. А действующие местные депутаты уже никого не представляют». Было ли решение суда? Или указ готовится? Нет ответа. В своем выступлении Порошенко практически ничего не сказал о демократии.
Хорошее слово: «майдан». По-русски и по-украински «майдан» означает место сбора Казачьего круга. Мой прадед, войсковой старшина Степан Степанович Денисов из воинской династии Денисовых станицы Пятиизбянской, служил в донском казачьем полку, воевал в Первой мировой войне. Он еще застал времена, когда круг решал все вопросы войскового самоуправления.
После февраля 1917 года только казачьи войска из всей русской армии сохранили боеспособность и вернулись домой во главе со своими отцами-командирами. Веками их предки, будь то на Дону или в Запорожской Сечи, сами избирали себе наказных, сечевых и кошевых атаманов, а на войне – походных атаманов. Основа казачьего уклада – демократия и экономическая самодостаточность. Потому и держатся казаки Донетчины и Луганщины. А Луганская и Донецкая республики – это как дополнительные опции в интерфейсе самоуправления.
Заветы Драгоманова
Выступление Порошенко сразу начало расходиться на цитаты. Сама его речь начиналась двумя цитатами: «Мы, украинцы, «живой огонек в семье европейских народов и деятельные сотрудники европейского цивилизационного труда». Так говорил Иван Франко. «Стоять ногами и сердцем на Украине, свои головы держать в Европе», – завещал Михаил Драгоманов». Нужны были ссылки на великих украинцев, и они прозвучали. Этот сюжет, что называется, затронул личную историческую память.
Михаил Петрович Драгоманов – выдающийся русский и украинский историк, писатель, педагог, фольклорист, общественный и политический деятель, возглавлял социалистическое крыло патриотического объединения «Громада». Как ученый работал в Киевском и Софийском университетах. Цитировать Драгоманова можно бесконечно, вот один из его известных заветов: «Способствовать организации кружков, которые принялись бы за освобождение народа».
По воле судьбы, еще один мой прадед – Владимир Григорьевич Малеванный, чье имя знакомо историкам народничества в России, – был одним из близких сподвижников Драгоманова в его журналистско-издательской работе в Украине и в Европе. Оба – потомственные малороссийские казаки. Малеванный и земляк Драгоманова, будущий депутат I Госдумы полтавчанин Иван Николаевич Присецкий, известны как создатели первой украинской Социал-демократической партии.
Через Драгоманова Малеванный был знаком с Иваном Франко, сильным и трудолюбивым человеком, галицким русином, гениальным поэтом и писателем, подвижником украинского языка и создателем Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австро-Венгрии. Образно, поэтично говоря про «живой огонек в семье европейских народов», Иван Яковлевич имел в виду прежде всего русинов, украинцев в тогдашней Австро-Венгрии.
Драгоманов называл себя «социалистом европейской школы», в политике был близок к группе Плеханова. Уходя от политической цензуры при Александре II, Михаил Петрович поехал в Вену, там он и привлек к работе Ивана Франко. Когда австрийская полиция стала конфисковывать украинские брошюры социал-демократического содержания, Драгоманов в 1876 году перенес издание сборника «Громада» («Община») в Женеву, где также организовал журнал «Вольное слово».
По мнению историков, на склоне лет проживавший в Болгарии Драгоманов в своих публикациях полемизировал с теми силами в Галиции и Поднепровье, которые тормозили развитие общественной мысли, искаженно толковали творческое наследие Тараса Шевченко. Анализируя историю России 50–80-х годов XIX века, Драгоманов утверждал, что общественная свобода не наступила в стране из-за того, что не были выяснены позиции передовых людей, формы этой свободы.
Так что слова «головы держать в Европе», которые Порошенко избрал ключевым тезисом своей программы развития Украины, сам Драгоманов относил к передовым на тот момент идеям европейской социал-демократии. Сразу после речи нового президента европейские СМИ обратили внимание на то, что миллиардер Порошенко, вступив в должность, продолжает заниматься бизнесом и намерен по-прежнему назначать губернаторов областей из Киева.
На словах Петр Алексеевич вроде бы за высокие стандарты: «Европейская демократия для меня – лучший способ государственного правления, изобретенный человечеством... Реформа по децентрализации начнется уже в этом году изменениями в Конституцию». А далее – соглашение о политической ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом, безвизовый режим и вступление в ЕС. Не предполагает ли это железный занавес на границе с Россией?
«Европейский выбор Украины – это сердце нашего национального идеала. Это выбор, сделанный нашими предками и пророками». Думается, прадед мой и его учитель Драгоманов призадумались бы над этой фразой «гетмана» Порошенко, но вполне согласились бы с другой: «Обеспечение людей работой и достойной оплатой – это первая гарантия внутреннего мира и национальной безопасности». И едва ли поняли бы смысл такого тезиса: «Мы – народ, который был оторван от своей великой Родины Европы».
Миллионами человеческих судеб связаны Россия и Украина. Верный заветам своего учителя, мой прадед «ногами и головой» стоял в России и в Украине, хотя и ездил по Европе к Драгоманову через Вену и Берлин в Женеву, а потом так и не вернулся домой после второй сибирской ссылки. Он успел обвенчаться со своей невестой народоволкой казачкой Марией Николаевной Николаевой в знаменитом и поныне Лукьяновском политическом централе города Киева.
В лазарете «Лукьяновки» у прабабушки родился сын, мой дед Владимир Владимирович Малеванный. А за несколько лет до этого там же родная сестра Присецкого, политкаторжанка, член организованного Плехановым Южно-русского рабочего союза Софья Николаевна Присецкая, по мужу Богомолец, родила сына Александра, будущего знаменитого российского и украинского медика (самый молодой доктор медицинских наук в Российской империи, президент Академии наук Украинской ССР).
Известной праправнучкой Александра Александровича Богомольца является врач киевского майдана Ольга Богомолец. И мне хочется спросить у нее: «Ольга Вадимовна, на чьих руках сегодня кровь казачьего украинского народа, которая продолжает литься? Вы были кандидатом в президенты на выборах 25 мая. Что делаете вы, чтобы не допустить в Украине гражданской войны? За такую ли Украину отдала свою жизнь на Карийской каторге ваша великая прабабушка?»
Почти дежавю. Все это уже было десятилетие назад. Оранжевая революция, полное единомыслие. Теперь, когда революция не померанцевая, а скорее кровавая, после возложения руки на Пересопницкое Евангелие Порошенко берет круче: «Надежные наши союзники и лучшие гаранты мира – армия, флот, Нацгвардия и профессиональные спецслужбы!» «Никто не имеет права вето на европейский выбор Украины» – это украинский президент уже в адрес тех европейских политиков, которые против принятия в ЕС не только Турции, но и Украины.
* * *
В своей речи Порошенко сказал, что после диктатуры, якобы царившей в последние годы в Украине, «победная революция достоинства» изменила украинскую власть. Так ли это? Люди все те же, за исключением Януковича, который словесно обвинен без суда и следствия. Это означает, что ни следствия, ни суда не будет. Но президент обещает: «Никакой узурпации власти!»
Стоит киевский майдан, требуя от президента назначить дату новых парламентских выборов. Стоят по Украине и другие майданы за свою свободу и достоинство. В храмах люди молятся за мир, чтобы власть не довела казаков до настоящей войны, тогда уж всей власти точно несдобровать. Слышны у майданных костров задушевные казачьи напевы. Пока жива душа и воля Украины.