Политике Си Цзиньпина выставят оценку на съезде Компартии. Фото Reuters
До назначенного на 18 октября открытия XIX съезда Компартии Китая (КПК) остается всего несколько дней. Однако в мировых СМИ не наблюдается ажиотажа, сравнимого с последними днями перед съездами правящих партий стран Запада или тем более выборами президента США. Сладострастно жаждавшие «жесткой посадки» китайской экономики эксперты растерянно приумолкли. Набрали в рот воды пересказывавшие друг друга специалисты по гаданию на кофейной гуще «межфракционных конфликтов».
Между тем от решений проходящих раз в пять лет съездов политической организации с 89 млн членов зависит не только обозримое будущее остальных 1300 млн китайцев. «Вставший с колен» при Мао Цзэдуне Китай при Си Цзиньпине быстро движется к «великому возрождению китайской нации». В 2016 году Поднебесная обеспечила 14,8% глобального ВВП и около 30% мирового роста. Через пять лет, ко времени XX съезда КПК, эти цифры неизбежно вырастут при нынешних 7,2% ежегодного роста национального ВВП. Нетрудно понять, что рост экономической мощи будет сопровождаться усилением международных позиций Китая, все более мощным воздействием на глобальные процессы.
Значение Китая для глобального управления определяется не количеством военных баз и авианосных групп, числом цветных революций или гибридных войн. Оно в первую очередь основывается на достижениях китайской нации во внутреннем развитии. Развитие же это зависит от выбора верного направления или совершения чреватых ужасными последствиями ошибок. Ответственность за все это, за выбор направления и темпов движения несет правящая партия. КПК правит Китаем с 1949 года. За эти без малого 70 лет случались трагические ошибки и были достигнуты великие результаты. Как определить их соотношение? Наверное, можно использовать формулу, которую применяют к деяниям основателя КНР Мао Цзэдуна: «70% правильно, 30% неправильно».
О достижениях и ошибках последних пяти лет, прошедших после предыдущего, XVIII съезда Компартии, пойдет речь и на XIX съезде. Конечно, оценка и корректировка курса проходят не один раз в пять лет. Ежегодно проводятся пленумы ЦК, по своему значению подчас сопоставимые с полноценными съездами. Поистине судьбоносными стали решения пленумов о постепенной переориентации экономики с обслуживания внешних рынков на отечественного потребителя, о развертывании системной борьбы с коррупцией, об ужесточении внутрипартийной дисциплины, особенно в высших эшелонах. В отличие от КПСС, утверждавшей пятилетние планы развития народного хозяйства непременно на съездах, китайские коммунисты посвящают этому свои пленарные собрания. Параметры текущей 13-й пятилетки были обсуждены на V пленуме в 2015 году и затем утверждены законодательным органом – Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП).
Помимо ключевых государственных решений пленумы занимаются и тонкой настройкой общества. За минувшие пять лет партийная верхушка одобрила положительные изменения, затронувшие сотни миллионов граждан. Был отменен запрет иметь более одного ребенка на семью. В прошлое ушла система «трудового перевоспитания» без суда и следствия. Введена пожизненная ответственность судей за принятые решения. Ослаблена жесткая система прописки, обрекающая миллионы мигрантов из бедных провинций на бесправие в зажиточных больших городах. В то же время число живущих ниже черты бедности стремительно сокращается за счет государственной программы переселения из горных и пустынных регионов.
Выполнение этой программы, принятой на XVIII съезде КПК и рассчитанной до XX съезда, то есть до 2021 года, станет одной из тем дискуссий съезда XIX. Но ликвидация бедности – только часть стратегии построения общества средней зажиточности (сяокан). Превращение всей нации в потребителей призвано создать емкий внутренний рынок, предусмотренный еще одной стратегией – «новая норма» (синь чан тай). Сбалансировать развитие передовых приморских и отстающих северо-западных и северо-восточных провинций, а также обеспечить устойчивые внешние рынки призвана инициатива «Пояс и путь». Не допустить утрату Компартией «красного цвета», наладить гармоничное сопряжение рыночной экономики с социалистическим строем и коммунистической идеологией призваны как продолжающаяся борьба с коррупцией, так и всё новые пропагандистские кампании. Нетрудно догадаться, что эти важнейшие направления экономического и политического развития нации будут в центре внимания партийного съезда. Само собой разумеется, сформулированный пять лет назад и рассчитанный до 2049 года долгосрочный комплексный план «Китайская мечта» будет камертоном всех докладов, выступлений и дискуссий. Положенное в основу этого плана «великое возрождение китайской нации» объединяет ныне не только убежденных коммунистов, но также сомневающихся в идеях Маркса, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина и даже не забывших о былых обидах антикоммунистов, в том числе в Гонконге и на Тайване.
Что еще будет обсуждать всекитайское партийное собрание? Какие приготовлены решения? Кто войдет в высшие партийные органы и сохранится ли их нынешняя структура? Какая оценка будет дана деятельности уходящего Политбюро и лично Си Цзиньпина на посту генерального секретаря ЦК КПК? Насколько гладко произойдет его ожидаемое избрание на очередной пятилетний срок? Обо всем этом можно только гадать. Китайские коммунисты умеют хранить секреты. Со времен подполья и по сей день у них нет партийных билетов, хотя в последние год-два члены КПК стали носить красные партийные значки. Местонахождение ЦК КПК в Пекине до сих пор засекречено, за исключением только отдела международных связей, куда привозят зарубежные делегации.
Что же, у каждой партии, у каждой страны своя политическая культура. Выведя Китай на нынешний беспрецедентно высокий уровень благосостояния и могущества, Компартия доказала превосходство своей теории и практики. Она доказала свое право править.