Роллер-спорт – занятие, конечно, увлекательное, но ЕГЭ сдать не поможет. Фото агентства «Москва»
На днях опубликовали приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 года № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации». Я не любитель читать приказы. Тем более с такими интересными названиями. Тем более что документ содержит более тысячи страниц. Однако любители нашлись.
Любознательные граждане обнаружили в недрах приказа… буржуазный гольф и эротический чирлидинг (синхронные танцы девушек в поддержку спортивных команд) – модули, которые предлагается ввести в уроки физкультуры. Соцсети разрывают гневные реплики. Есть от чего…
В приказе отмечается, что гольф как вид спорта дисциплинирует школьников, учит их контролировать себя в стрессовых ситуациях, уважать соперников. Помимо модуля «Гольф» у детей с 1 сентября 2024 года появятся скалолазание, городошный спорт, спортивный туризм, хоккей на траве, ушу, бокс, дзюдо, танцевальный спорт, перетягивание каната, тяжелая атлетика, роллер-спорт. По выбору.
Введение в урок физкультуры новых модулей – от роликовых коньков до гольфа, да еще с таким обоснованием – «воспитание патриотизма», это, конечно нетривиально. Но, по сути, это очередная попытка выключения осознанности у учеников. Между тем совершенно очевидно, что нам сегодня (и всегда, впрочем) нужны дети-математики, а не танцовщицы на баскетбольном паркете. Математика – это мышца критического мышления, даже если в дальнейшей жизни не будешь с ней сильно пересекаться.
Вместо «конструирования» очередных бессмысленных образовательных модулей, пусть и на факультативной основе, хорошо бы ввести хотя бы два часа в неделю обязательных занятий математикой. Обязательных для всех учеников. Нынешние чиновники от образования, методологически и идеологически обслуживающие их структуры, всячески протаскивают идею, как мне кажется, отказа от привития детям логического, критического мышления.
Я лично в гольф играть не умею. И вряд ли научусь. Зато я умею играть в преферанс. Однако полагаю, что и преферанс, и гольф для нашего общества сейчас практически бесполезны. Обществу сегодня нужны другие знания. Другие предметы. Математика, физика, химия, биология. А на досуге можно играть хоть в гольф, хоть в городки. На досуге. Но не в школе, из которой бегут учителя, а ученики не считают учебу главным делом их жизни. Вот об этом стоит задуматься.
Я давно задумался о том, почему у школьников так плохо с математикой. И вот к каким выводам пришел. Основных причин я вижу три.
Первая и основная причина – это интернет и смартфоны. Сайты и приложения позволяют решать всё. А легкий путь решения соблазнителен и вроде бы естественен. И, перефразируя Фонвизина, зачем учить таблицу умножения, когда есть калькулятор? Вот и не знают многие ученики таблицу умножения даже в старших классах. И не только ее.
Вторая причина – это презрительное отношение к школе и учителям со стороны родителей. Посчитаем без калькулятора средний возраст родителей современных школьников. Это дети 80-х и начала 90-х. Когда эти родители ходили в школу, то родители этих родителей жили по понятиям, а они сами учились выживать. И выживали без всякой там алгебры с геометрией.
Добавим к сказанному практически полную беззащитность учителей перед учениками и их яжемамами, общий настрой директоров школ на перевод двоечников из класса в класс во избежание санкций со стороны руководства. И пазл сразу сложится: тройки есть, а знаний нет.
Третья причина – это все же ЕГЭ. Несмотря на то что я считал и считаю, что ЕГЭ дает определенную социальную справедливость и в некоторой степени уравнивает шансы на поступление в высшие учебные заведения выпускников из Центра и из регионов, этот экзамен все же ограничен в своих возможностях проверки реальных знаний школьников.
На ЕГЭ натаскивают и школьные учителя, и разного рода курсы и онлайн-школы, и репетиторы. Разработчики заданий для ЕГЭ постоянно совершенствуют эти задания, за что им отдельное спасибо, однако за бортом остаются некоторые разделы школьной программы. И так как ЕГЭ – это экзамен за 5–11-е классы, то относительно прилично его можно сдать и с неполным набором знаний.
Борьба за отмену ЕГЭ ведется много лет. Возможно, противники ЕГЭ победят. Но прибавит ли это знаний школьникам? Боюсь, что нет. Ведь корень проблемы не в оценивании знаний тем или иным способом, а в отсутствии самих знаний. В отсутствии понимания сущности равенств, уравнений, неравенств, арифметических действий... В неумении делать логические выводы из имеющейся информации. В невозможности четко сформулировать свою мысль при доказательстве утверждений.
Что же мы имеем на выходе? На выходе из 9-го класса имеем значительный процент учеников, которые не могут и не хотят освоить даже программу среднего специального образования. Их удел – это простейшие профессии типа курьера или грузчика. В лучшем случае эти ребята могут выучиться на повара, парикмахера, таксиста. И им в жизни точно будет не до гольфа.
На выходе из 11-го класса мы имеем массу выпускников с очень средними баллами на ЕГЭ (для профильной математики это стабильно 55 баллов, которые можно набрать, даже не притрагиваясь к части с развернутыми ответами). Эти средние выпускники идут в средние вузы со средним проходным баллом, в которых учатся тоже средне. Окончив вуз, они становятся средними специалистами. Только вот средними ли? Я полагаю, что специалист или есть, или его нет. Полуфабрикат – еще не готовый продукт.
Подведем итог. Страна находится в жестком противостоянии с коллективным Западом и остро нуждается в специалистах. И не в грузчиках и уборщицах, а в инженерах, техниках, квалифицированных рабочих, грамотных управленцах, хороших врачах, компетентных военных. Вряд ли в этом поможет гольф. Математика поможет. Такое сегодня время.
Как там у Екклезиаста: «Всему свое время, и время каждой вещи под небом». Сегодня время учить математику и не учиться играть в гольф.