0
569
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.11.2024 20:30:00

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

Алексей Туманский

Об авторе: Алексей Борисович Туманский – писатель и переводчик.

Тэги: проза, философия, религия


проза, философия, религия Обветшалое, ничем не приукрашенное… Фото Екатерины Богдановой

Нелегко определить жанровую принадлежность текстов Александра Давыдова. Если это и проза, то скорей партитура, нежели текст. Не повесть, не философский трактат. Некий их синтез, неповторимо оригинальный, повествование-размышление, в котором не выражена явно фабула как последовательность событий, а сюжет – это движение картин с их внутренней созерцательной динамикой. Сюжет напряженный, перенасыщенный содержанием, разматывающий незримые смысловые узлы в словесную секвенцию. Творчество Давыдова необыкновенно целокупно. В нем есть подлинная новизна, но отсутствует суетное разнообразие экспериментаторства, нет и монотонности. Это многообразное единство, как бы единый метатекст, метасимфония, каждая часть которой – фрактал, обладающий свойствами целого и в то же время неповторимо единичный. Авторский словарь преизбыточен, индивидуализированный, прием не выпячен. Тема – устремление к истине. Это генеральный лейтмотив.

Последнее по времени произведение Давыдова – диптих: «Янус-2, или Тумор хуманоид» («Знамя», № 5, 2023) и «Обнаженная душа» («Знамя», № 4, 2024). Вроде совершенно разные на первый взгляд вещи, но вместе составляют как бы две части складня – единой истории души на двух последовательных стадиях онтогенеза, и неважно, что сами по себе герои – нонконгруэнтные существа, их связует поступательное развитие темы «человек на исходе земной дистанции». Тема, затрагивающая всех и каждого.

В первой части излагается нетривиальная история пожилого бицефала. Вообще бицефалия – довольно редкий феномен даже в рамках паранормальной медицины, а данный случай – и вовсе исключительный. Tumor humanoid, второе название повести – новообразование, доселе небывалое. А началось-то все вроде бы с ерунды: «Вдруг на затылке обнаружился прыщик, непонятное новообразование. Пугающий прыщик рос быстро. Каждое утро он щупал его пальцами, вскоре обнаружив, что тот набух, будто налился кровью, и уже стал размером с детский кулачок. Приспособив два зеркала, мне удалось его разглядеть в подробностях. И только представьте, как был шокирован, обнаружив едва проклюнувшееся на затылке мятое младенческое личико. Выходит, я превращался в монстра. Подобных уродцев я когда-то видел в кунсткамере, двухголовых, четвероногих». Усиливаясь осмыслить с ним приключившуюся метаморфозу, протагонист не то воображает себя древним Янусом, не то и впрямь оказывается им. Однако как человек мужественный, но мнительный, он беспокоится о чисто медицинской стороне дела. То ли младенец исподволь выдавит его из жизни, или он сам, его личный череп вдруг сделается могильным ящиком для малыша. Надо бы обратиться к врачу, но ведь с такой акциденцией не заявишься в поликлинику. И он отправляется к своему старому другу Лекарю, это тоже не вполне каноничный персонаж, не знахарь, но как будто и обскурант медицины официальной. По жизни Лекарь как бы альтер-эго Януса, они сызмальства пребывают в диалоге-соперничестве между собою, который не затихал и в заочные периоды несвиданий. И теперь их встреча обернулась столкновением, так сказать, двух противонаправленных нарративов. Лекарь, собирая анамнез, повел опрос пациента в духе Порфирия Петровича из «Преступления и наказания», а Янус, почуяв неладное, предпочел ретироваться, пока над ним не учинили, ради его же блага, разумеется, какую-нибудь жуткую медицинскую процедуру. Тут надобно отметить, что у Лекаря была ассистентка (сожительница? жрица Эскулапа?). И они вместе последовали за Янусом на улицу неотступным конвоем.

А вот что это за улица, в какой реальности пролегла, сказать затруднительно. Как-то все вдруг заметили, что очертания местности не вполне соответствуют эмпирическому хронотопу. Кому приснилось? Янус ли вовлек преследователей в свой иллюзион, или это продукт коллективного снотворчества? Очень странный город, словно окаменевшая память детства друзей-оппонентов, кенотаф ностальгии. Безжизненный вначале, тот город постепенно начал заселяться какими-то человеческими тенями. Есть ли исход из него? И где обрести истинную жизнь, если детство – это потерянный рай? Оказавшись, так сказать, в точке схода земного существования, Янус Второй, двигаясь вспять времени, из детства пробился в вечность, вышел в потаенную дверку одного из причудливо вымечтанных домов и – по коридору между мирами – в вечную жизнь, где предстал в своей янусической ипостаси выгоняющим солнце руками из храма-ангара. Что значит эта картина? По отношению к эмпирической реальности – это прообраз его судьбы в вечности. Он еще не сбылся, не осуществился, но ему предначертано, если сподобится. Я понимаю это как иллюстрацию посмертного преображения в мифологической системе координат. Итак, апофеоз «Януса-2» – это возможность его апофеоза в будущем. Но часы его временной жизни еще не остановились. Временная жизнь еще не кончена.

Следующая стадия личного метаморфоза – это уже, собственно, разлучение души с телом. Обнаженная душа – имаго, оставляющее свой плотяной кокон. Но и это в действительности еще не смерть. Это своего рода эксперимент, и проводит его над собой субъект повествования, но на полном серьезе, причем оставленное душой тело не умирает, а продолжает по инерции жить, или симулировать жизнь, напоминая биоробота (об этом можно бы написать отдельную повесть). Где же происходят эти странные события? В литеросфере, которую автор определяет как свою особую и «весьма настойчивую» реальность. Точнейшее определение! Но прежде чем обратиться к приключениям обнаженной – во всех отношениях – души, надобно рассмотреть подзаголовок повести «Обнаженная душа», весьма многозначный: «Юмористический монолог, обращенный к неизвестному другу». «Юмористичность» здесь указывает не только на неотъемлемо присущий автору юмор, но и, возможно, отсылает к «божественной комедии». Это так называемая commedia spirituale, или «духовная комедия», как в средневековой Италии назывались разыгрывавшиеся на уличных подмостках пьесы о том, какие испытания претерпевает после смерти человека его душа. В точности об этом, в конечном счете, здесь и повествуется.

Второй аспект в подзаголовке не менее важный – это адресация к неизвестному другу. Монологи Давыдова диалогичны по существу. «Диалогичный монолог» – лишь кажущийся оксюморон: монолог – форма высказывания, диалогичность – внутренняя интенция.

Экспозиция: повествователь, он же субъект текста, у западного окна созерцает закатный город, город бедственный. Западное окно – окно смерти. И вскоре с безымянным героем происходит нечто необычайное: «Какое же чувство я испытал, потеряв свое тело? Все же некоторое недоумение, хотя настойчивая мысль, переходящая в намеренье, меня к тому исподволь готовила. Но одно дело фантазия, другое – ее столь конкретное воплощение. О потере тела можно пофантазировать, но тут ведь не умственная манипуляция, не игра мысли, не дерзкая идея, а целый вихрь чувств. Странно или нет, но среди них я не отыскал горечи. В моей жизни было несчетно потерь. Наверно, все же эта была наибольшая – по крайней мере, таковой выглядела. Но все-таки много горче были потери родных, друзей».

Поначалу он витает близ своего тела, которое совершает заученный ритуал обыденных действий. Он придерживается к новому состоянию, не решаясь еще на взлет. Парит над городом. А потом в какой-то момент в сопровождении Ангела Хранителя подымается выше под аккомпанемент канонады. Земля охвачена огнем вражды и перманентной войной. Казалось бы, парадокс: автор-герой-рассказчик стремится ввысь, погружаясь в себя, и через углубленное самопознание приближается к небу истины, как бы проходя последовательно все фазы религиозного становления человечества как стадии духовного онтогенеза. Он проживает свой духовный анабазис в видении, а это актуальная часть реальности.

Первая сфера – «детский» космос, космос мифологический, когда личное и детство мира совпали. Он принципиально отличен от космоса научного, релятивистского, бездонного, темного. И главное, этически безразличного. Это сказка и поучение. Затем взору «вовлеченного наблюдателя» открылась как бы хрустальная сфера, которая, однако, нецелокупна и не устояла, прохудилась, растрескалась: «Это было создание окрыленного ума, но инфантильной души еще тогда не повзрослевшего всечеловечества». Осмелюсь предположить, что это космос философов. Затем, при дальнейшем восхождении, ведомый ангелом «бестелесный субъект» оказывается в странном пространстве, которое и описать-то нелегко. Обветшалое, «ничем не приукрашенное». Это словно кладовка с максимальной концентрацией существования, как описывает ее свидетель, как бы колодец ностальгии. Высвободившись из «экзистенциального изолятора», своего рода ловушки, они очутились в нижнем небе. Открылась внутреннему взору почти идиллическая картина с праведниками на облаках, бряцающими на невещественных арфах. Однако небесные гармонии бестелесный летчик усиливается услышать – и не слышит. Видимо, еще не готов, сознает он, и это абсолютная кульминация. Тут заканчивается духовная одиссея, и герой обнаруживает себя сидящим у западного окна. За правым плечом – добрый ангел.

Как понять увиденное? Что же это было? По существу, репетиция исхода, репетиция мытарств. Можно сказать, что «Обнаженная душа» – это апофеоз творчества, трагический апофеоз. Но в финале ангел протягивает временно развоплощенному писателю перо из своего оперения. Пока жизнь длится, продолжается и творчество. Верно и обратное.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1623
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2101
Утячий крик, ослиный вой

Утячий крик, ослиный вой

Андрей Мартынов

Почему прозаик-классик не стал поэтом

0
2887
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
5127

Другие новости