0
4254
Газета Москва Интернет-версия

12.03.2019 19:25:00

В Москве гастрономические кварталы оказались интереснее постсоветских базаров

Как в столице меняются рынки и почему это выгодно городу

Тэги: москва, гастрономические кварталы


москва, гастрономические кварталы Десятки рестораторов предлагают москвичам и туристам попробовать интересные блюда в залах реконструированного Миусского трамвайного депо. Фото агентства «Москва»

Московские рынки за несколько лет эволюционировали, превратившись из мест, куда горожане приходили, опасаясь обвеса и просрочки, в новые пространства для отдыха, получения новых кулинарных впечатлений и покупки качественных продуктов. В столице уходят в прошлое нестационарные базары, а им на смену приходят стильные гастрономические кластеры не только в центре, но и на периферии города. Некоторые крупные исторические рынки превращаются в гастрономические кварталы, при этом горожане могут купить сельхозпродукцию на всесезонных ярмарках. Открытие в Москве еще одного гастроцентра под названием «Депо» – очередной шаг в этом же направлении развития городской торговли, причем довольно значительный. В столице появился большой модный квартал, в котором горожане могут посетить 75 ресторанов и кафе.

Сейчас в Москве работает более 12 тыс. кафе, ресторанов и закусочных, причем, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, в столице РФ с 2010 года количество заведений общепита возросло примерно на четверть. По программе «Моя улица» московские власти активно благоустраивали городские пространства, что позволило более активно использовать площади на первых этажах зданий, а также обустраивать на расширенных тротуарах веранды. Особенно важным фактором благоустройство стало именно для развития формата сезонных кафе, которых стало больше в два с лишним раза, и теперь их в городе примерно 2,6 тыс. Рост предпринимательской активности приводит к тому, что город получает больше налоговых отчислений от работающего бизнеса, а потому кровно заинтересован в развитии всех территорий.

Новый гастрономический квартал «Депо» открылся в отреставрированном комплексе бывшего Миусского трамвайного депо неподалеку от станции метро «Белорусская», между Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком. Депо сейчас – прекрасный образец так называемого кирпичного стиля промышленной архитектуры конца XIX века. Эксперты полагают, что для ансамбля Миусского депо характерны черты, традиционные как для русского зодчества, так и для романской и готической архитектуры. Авторами проекта называют архитекторов Михаила Глейнинга и Николая Жукова, но есть мнение, что к созданию некоторых конструкций был причастен знаменитый инженер Владимир Шухов. Еще несколько лет назад депо было в плачевном состоянии – для того чтобы привести комплекс в нормальное состояние, пришлось за два года отреставрировать более 20 тыс. кв. м стен, причем использованы были десятки тысяч необычных большемерных кирпичей, которые доставали в других регионах. В зданиях восстановлены чугунные оконные рамы, воссозданы многие утраченные в советское время архитектурные элементы. В итоге в Москве появился стильный гастрогород площадью 3,5 га со зданиями из красного кирпича, который может принять около 4 тыс. посетителей одновременно. В Миусском депо работают 75 ресторанов и кафе, есть в нем и рыночная часть с овощами, фруктами, мясом, кондитерскими изделиями и другими продуктами.

«Между тем, что мы видели десять лет или шесть-семь лет назад – рынки, на которых торговали в лужах, среди грязи или с не очень качественными товарами, и тем, что мы видим сейчас, – огромная дистанция. Качественные изменения произошли», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин, посещая «Депо». «В новом формате гастрономических кварталов работают 9 из 21 московского рынка. Остальные пока сохраняют традиционную торговлю, – уточнил он. – Мы не форсируем события, но когда собственники рынка обращаются за разрешением на реконструкцию, правительство Москвы дает зеленый свет».

Нужно отметить, что первым в деле превращения постсоветского рынка в модный гастрономический кластер стал Даниловский рынок, который открылся в обновленном формате в 2015 году. Большую его часть оставили под прилавки со свежими продуктами, но около трети отдали рестораторам, специализировавшимся на уличной еде (стритфуде), среди которых были не только профессионалы с именем, но и новички. Представители рынка посчитали: из 3,1 млн посещавших рынок покупателей 58% приезжали за продуктами, а 42% – только за тем, чтобы поесть и пообщаться с друзьями. При этом 89% посетителей, приезжавших за продуктами, совмещали покупки с посещением фудкорта. Этот пример вдохновил многих, а потому видоизменяться стали и другие рынки Москвы.

В 2016–2018 годах в мегаполисе реконструировали Даниловский, Москворецкий, Усачевский, Велозаводский, Зеленоградский, Дорогомиловский, Багратионовский рынки. В 2019 году планируется начать реконструкцию Кунцевского рынка. Сейчас в Москве действуют 26 розничных рынков и 9 из них работают в формате гастрономических. Кроме того, в спальных районах столицы создаются небольшие круглогодичные ярмарки, которые придут на смену ярмаркам выходного дня, действующим в теплое время года. Первая подобная круглогодичная ярмарка была открыта в 2017 году на Семеновской площади, вторая – в 2019 году в Кузьминках. Планируется, что к концу 2019 года в городе будут действовать уже примерно два десятка круглогодичных ярмарок. В прошлом году в различных округах мегаполиса работали 118 ярмарок различного формата, например, ярмарки выходного дня, региональные и межрегиональные ярмарки. Их посетителями стали примерно 9,2 млн человек.

Сегодня новый формат рыночной торговли определяют Центральный рынок на Трубной площади, гастромаркет «Вокруг света» на Никольской, фудкорт «Зарядье», ресторанный Food Market the 21 на Новом Арбате. Но знаковые места теперь расположены не только в центре. Любителей покупок, качественных продуктов и необычной кухни привлекают Велозаводский рынок, Усачевский рынок в Хамовниках, «Коньково Пассаж», Streat на Автозаводской, Eat Market на территории делового квартала «Красная роза», крупный фудкорт на Братиславском рынке, «Станколит» на Савеловской.

Городские власти уже несколько лет делают ставку на привлечение туристов, и московские рынки в последнее время обосновались в международных путеводителях в качестве важных и интересных достопримечательностей. По данным мэрии, например, в 2017 году доля иностранных гостей Даниловского рынка составляла 7%, в 2018 году этот показатель увеличился вдвое – до 14%. Свою роль в этом сыграл, конечно, и чемпионат мира по футболу, но гастрономический туризм во всем мире сейчас на подъеме. Теперь гости столицы могут найти на фудкортах привычную для себя пищу, попробовать российские специалитеты или отведать блюда других стран. К тому же модернизация рынков и создание новых гастрономических кластеров обычно приводят к тому, что кардинально меняется к лучшему и территория, прилегающая к новому объекту. Например, пока реконструировались объекты «Депо», проводилось и комплексное благоустройство ближайших улиц. Развитие рынка или создание гастрокластера совершенствует городскую среду, которая затем оставляет приятное впечатление у туристов, а те, в свою очередь, рекомендуют Москву своим знакомым в качестве достойного места для отдыха.

«Рынки в последнее время изменились до неузнаваемости, на них стало безопаснее, торговля там стала более цивилизованной, – уверена пенсионерка Татьяна Васильева из Хамовников. – Обновленные здания, чистота, отношение продавцов к покупателям тоже стало другим: раньше постоянно были попытки обвесить, обсчитать – сейчас подход другой, торговцам важно, чтобы покупатель ушел с хорошим настроением, а потом вернулся. Исходя из своих доходов и потребностей, можно выбрать, куда сходить – в гипермаркет или на рынок, ведь по качеству все же продукты отличаются. Теперь у нас на Усачевском рынке обычно и выбор лучше, и все самое свежее, правда, иногда дороже, чем в сетевых магазинах».

«Я с детства не любил ходить на рынки, но раньше приходилось с родителями это делать во времена, когда супермаркеты еще не были так распространены, как сейчас, – рассказывает студент Александр Усков. – Потом несколько лет я принципиально не ходил на базары, потому что уровень обслуживания и качество продуктов были ниже плинтуса – обхамят, подложат что-то испорченное, и ничего не докажешь. Но после того, как побывал на Даниловском после реконструкции, изменил свое отношение. Сначала это произошло из-за фудкорта, где много интересной еды, потом обратил внимание на овощи, которые не такие, как в супермаркетах, пластиковые. Потом и наш Москворецкий рынок модернизировали примерно в том же формате. И теперь зайти на рынок для меня – это уже не возвращение к сервису СССР или постсоветской торговле, а развлечение и возможность купить что-то вкусное».

«Раньше такие впечатления можно было получить только за границей, где-нибудь на Borough Market в Лондоне или Village Market в Берлине, – говорит студентка Елизавета Шведкова. – На таком рынке ты не просто закупаешь еду, но и, прогулявшись по окружающим торговые ряды кафешкам, можешь понять, как эти продукты лучше будет приготовить. В итоге у горожан меняются гастрономические вкусы, появляются новые привычки – в моде то японская кухня, то вьетнамская, то грузинская. Сейчас для того, чтобы попробовать аутентичную экзотическую пищу, можно никуда не ехать или лететь, достаточно просто погуглить и найти в нашем городе подходящий ресторан или фудкорт. У нас сейчас, кажется, можно попробовать блюда всех стран мира. Москва по уровню развития общепита уже ничем не отличается от мировых столиц». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

Галина Грачева

Голосование в столице проходит под контролем наблюдателей Общественного штаба

0
195
ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

Татьяна Астафьева

К середине второго дня голосования в столице проголосовали более 2,2 млн человек

0
479
В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

Галина Грачева

Подавляющее большинство избирателей сделали свой выбор в онлайн-формате

0
830
Москвичи будут выбирать депутатов удобными для себя способами

Москвичи будут выбирать депутатов удобными для себя способами

Елена Крапчатова

Система голосования прошла проверку и готова к пиковым нагрузкам

0
1699

Другие новости