0
4340
Газета Москва Интернет-версия

03.12.2019 21:34:00

Московская школа вышла на лидирующие позиции в мире

В рейтинге международной программы PISA столица РФ – в числе лучших

Тэги: образование, москва, показатели, рейтинги


образование, москва, показатели, рейтинги В результате модернизации московских школ учителя и ученики могут использовать на уроках интерактивные доски и планшеты. Фото агентства «Москва»

Школьники в Москве получают образование мирового уровня, причем их результаты растут – такой вывод можно сделать по результатам исследования PISA-2018, проведенного в 80 странах и представленного накануне. По уровню читательской грамотности 15-летние ученики из столицы РФ заняли третье место, по математике – пятое, по естественным наукам – шестое. По словам главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, московские школьники по некоторым показателям обогнали представителей стран, в которых образование традиционно считается наиболее качественным. Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова отмечает, что результаты исследования подтверждают правильность курса, который столичные управленцы выбрали при модернизации школы несколько лет назад, и обещает, что ее развитие будет продолжаться.

В 2018 году в исследовании PISA участвовали почти 7300 московских девятиклассников из более чем 150 школ, при этом столица РФ в рейтинге значится как отдельный регион. Всего в мире были обследованы около 600 тыс. учеников. Выборка была случайной, и школьников для тестирования специально не готовили. В ходе исследования подростки выполняли тесты на компьютере, а руководители школ отвечали на вопросы специальной анкеты. Согласно результатам PISA, московская система образования укрепляет свои позиции в мире. По показателю «естественнонаучная грамотность» московские старшеклассники заняли шестое место в мире (в 2016 году было 12-е), по показателю «математическая грамотность» – на пятом месте (в 2016 году – шестое), по «читательской грамотности» – третье (три года назад было шестое). Отметим, что в целом Россия в рейтинге PISA занимает 31-е место по читательской грамотности, 30-е место по математической грамотности и 33-е место по естественно-научной грамотности.

«PISA – это одно из основных исследований качества школьного образования в мире, оно позволяет понять, как школьники умеют использовать теоретические знания, полученные в школе, на практике, – рассказал Сергей Кравцов. – Когда я увидел его результаты, очень порадовался за коллег, которые отвечают за образовательную политику Москвы. Результаты очень высокие, уверен, что опыт столицы будет очень полезен для других регионов нашей страны».

«И в 2016 году у нас были хорошие результаты, тогда мы входили в группу лидеров, – отмечает Анастасия Ракова. – Но мы все прекрасно знаем, как много все страны вкладывают в развитие образования. Поэтому результаты 2018 года нас вдвойне порадовали, поскольку мы не только смогли сохранить свои позиции, но и существенно улучшить их, по некоторым направлениям в два раза, став лидерами школьного образования. Это еще раз убеждает нас, что все проведенные в последние годы реформы и подходы, которые используются в Москве, были правильными и действительно дают результат».

Московских педагогов и школьников с высокими результатам поздравил глава департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер. «Благодаря тому, что в Москве всем школьникам обеспечены равные возможности для получения качественного образования, они демонстрируют высокий уровень по всем направлениям исследования: читательской грамотности, поиску информации, определению разницы между фактами и мнениями», – заявил он.

«Москва стала лидером, обогнав такие страны, как Финляндия, Канада, Южная Корея, – говорит Кравцов. – Мы тоже анализируем результаты регионов, и зачастую они не всегда связаны с финансированием, а скорее с теми усилиями, которые предпринимаются по организации системы образования. Это и публичная аттестация руководителей, и новая система оплаты труда, подразумевающая выплаты в зависимости от результатов работы, и обеспечение массового качественного образования, и высокая роль общества в управлении школой. Рособнадзор впервые в этом году составил рейтинг (эффективности) управленческих механизмов среди субъектов Федерации. И в нем лидером стала Москва, набрав максимум количества баллов».

По словам Анастасии Раковой, совершенствование системы образования будет продолжаться. «В основу системы образования в Москве ставится ученик, и исходя из этого финансируется каждая школа и каждый учитель. Сейчас школы конкурируют за учеников и внимание родителей, плюс с этого года у нас вводятся единые нормативы финансирования для государственных и частных школ, что поможет развивать систему частного образования, создаст еще большую конкуренцию между учебными заведениями и даст дополнительные возможности для учеников».

Отметим, что с 2011 года система образования в Москве была модернизирована, причем изменились и технологии обучения, и система управления школой, и принципы ее финансирования. Изменения начались с укрупнения образовательных учреждений, что позволило получить не 4000 маленьких школ со скромными бюджетами и ресурсами, а чуть более 530 крупных образовательных комплексов, в которых учителя могут раскрыть свои педагогические способности, а дети проявить свой потенциал. Укрупнение школ позволило снизить административные издержки и ввести подушевое финансирование обучения школьников – этот норматив сейчас составляет 125–160 тыс. на одного ученика в год. Равные финансовые возможности привели к тому, что стали развиваться не только «элитные» лицеи и гимназии, но и школы на периферии, которые раньше не могли рассчитывать на повышенное внимание. В результате знания высокого уровня дети могут получать в любом районе города, что демонстрируют итоги Единого госэкзамена и призовые места, которых ученики из разных муниципалитетов столицы добиваются на всероссийских предметных олимпиадах.

На новый уровень удалось вывести и техническое оснащение – во всех школах уже есть доступ к высокоскоростным Wi-Fi-сетям, более 40 тыс. педагогов обеспечены ноутбуками, в классах установлены интерактивные доски, внедрены новые форматы обучения, например такие как виртуальные лаборатории. Проект, вызывающий зависть во всех регионах РФ, – «Московская электронная школа» – специальная платформа, которая соединяет онлайн-сервисы для педагогов, школьников и родителей, такие как «Электронный дневник», библиотека учебных материалов и сценариев уроков, курсы дистанционного обучения и самопроверки.

Активно развивается и проект «Школа старшеклассника», в рамках которого подростки могут, определившись со своей будущей специальностью, лучше подготовиться к поступлению в вуз и обучению в нем. Предпрофессиональные классы действуют на базе более 400 школ, а в 2018–2019 учебном году более 11 тыс. выпускников сдавали предпрофессиональный экзамен. Это позволяет направить в вузы качественно новых первокурсников, которые хорошо понимают, почему они поступили именно в этот вуз, и настроены на получение определенного высшего профессионального образования.

Сам город становится площадкой для дополнительного образования: в мегаполисе действуют более 120 тыс. кружков и секций в школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования, музеях, театрах, парках, частных компаниях – все они они дают знания более 1 млн детей. А в рамках городского проекта «Субботы московского школьника» ученики могут бесплатно посещать интерактивные лекции, мастер-классы, квесты и другие активности на разных площадках Москвы.

Что такое PISA

Programme for International Student Assessment (PISA) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Интернациональное сопоставительное исследование качества образования проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Исследование проводится с 2000 года, в рамках программы оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет по по математике, чтению и естественным наукам. PISA отличается от ЕГЭ, ОГЭ и других тестов тем, что оценивает то, как учащиеся применяют имеющиеся у них знания и используют логику для выполнения нестандартных задач.

Пять наиболее важных направлений модернизации московской школы

  • Объединение школ и создание крупных образовательных комплексов.

  • Обеспечение равного финансирования школ по принципу «деньги следуют за учеником».

  • Развитие «Московской электронной школы» – набор сервисов для учителей, учеников и родителей.

  • Внедрение системы предпрофессионального образования.

  • Изменение системы аттестации, подготовки и материального стимулирования учителей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1580
МВД России составит базу нерадивых родителей-иностранцев

МВД России составит базу нерадивых родителей-иностранцев

Иван Родин

Если мигранты не отведут своих детей в школу, то их за это будут штрафовать и выдворять

0
2187
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2018
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2312

Другие новости